Когда и как можно крестить детей

08 апреля 2013
Хотя большинство считает, что им известен ответ на этот вопрос, на практике мы сталкиваемся с дремучим невежеством в сочетании с равнодушием.

Хотя большинство считает, что им известен ответ на этот вопрос, на практике мы сталкиваемся с дремучим невежеством в сочетании с равнодушием. В результате у нас крайне мало православных, которые осознают свое крещение и взятую на себя ответственность в связи с этим. Вот почему я бы хотел перечислить по пунктам несколько важных мыслей.

На мой взгляд, их должен знать каждый христианин. В особенности это важно помнить родителям и крестным, которые приносят своих детей к купели, а также священникам, которые совершают эти крещения.

1. Прежде чем сказать, что же такое крещение, отметим, чем оно НЕ является. Дело в том, что среди христиан распространено слишком много мифов и ложных учений о крещении и его последствиях. Большинство приносят крестить своих детей ради обычая, в который даже не хотят вникать. Немало «православных» считают, что ребенка надо крестить как можно быстрее, чтобы он хорошо спал, был здоровым, не выплевывал пустышку, чтобы его не сглазили и чтобы он мог выходить из дома. Но Христос оставил таинство Крещения не в качестве снотворного или возможности безбоязненно выходить из дома. А те люди, которые так думают, если до сих пор не удосужились открыть Библию и разобраться, что такое крещение, пусть подумают хотя бы логически. Если только в Китае и Индии насчитывается более двух миллиардов некрещеных человек, и все они нормально спят и живут дольше, чем мы, не страдают от сглаза и не имеют проблем с выходом из дома, то почему ребенок, рожденный от крещеных и венчанных родителей, должен бояться чего-то подобного? И доколе у нас будут столь низменные представления о таинствах Церкви?

2. Христос дал крещение как возможность, как шанс и божественный дар, а не как обязанность или обычай. Когда родители заводят ребенка, они не ставят перед собой задачу его родить только потому, что «так надо», или для того, чтобы в день его рождения у отца был повод выпить. В нормальном случае родители думают о росте и дальнейшей жизни малыша, а сам ребенок, пусть и бессознательно, не мыслит себе существования в отрыве от родителей. И подобно тому, как рождение является не самоцелью, а этапом, через который человек проходит от внутриутробного развития до вхождения в саму эту жизнь, так же и крещение, как духовное рождение «от воды и Духа» (Ин 3:5), – это не самоцель, но только начало духовной жизни. Крещение – это не конец того, что положено в связи с рождением ребенка, как часто выражаются родители: «Я его покрестил и на этом успокоился». Крещение – это только начало жизни во Христе и Церкви. Все только начинается. Если же те, кто приносит крестить ребенка, сами не имеют живой и постоянной связи с Церковью, то почти с полной уверенностью можно утверждать, что их ребенок также не будет иметь никаких отношений с Церковью. Если же и будет у ребенка такая связь, то благодаря не родителям и крестным, а внешним факторам, что их не оправдывает, но тем более осуждает.

Те, кто крестят младенцев и после этого отрывают их от их Отца и Матери, т.е. от Бога и Церкви, подобны тем, кто рождают детей и затем выбрасывают на помойку, не заботясь об их жизни. И горе тем священникам, которые оказываются соучастниками таких духовных преступлений, не объясняя родителям и крестным ни смысла крещения, ни возлагаемого на них бремени ответственности в качестве поручителей ребенка, обязанных воспитать его по-христиански. Еще хуже то, когда люди действительно хотели бы все это знать, но священники не утруждают себя разъяснениями, а потом всю вину сваливают на родителей. Словно священник – это некий наемник, который совершает магические действия, или чиновник в банке, который выдает кредиты, но ему все равно, есть ли у клиентов средства их вернуть, или же он не говорит им о последствиях неуплаты долга в срок.

3. Важнейшим условием крещения является искренняя вера в Бога, отречение от сатаны и всех дел его и следование за Христом. Когда Спаситель послал апостолов в мир, Он велел им не крестить всех скопом, но, прежде всего, научить все народы (Мф. 28:19-20) и крестить тех, кто уверует в Евангелие (Мк. 16:15-16). Неопротестанты, ограничиваясь прямым смыслом текста, крестят только взрослых людей, которые могут сознательно верить в Евангелие, а веру рассматривают скорее как усвоение некоторых стихов, толкуемых на свое усмотрение. Тем не менее, акцент на вере правилен, и необходимость верить в той же степени действительна для Православной церкви. Разница между нами и неопротестантами состоит не в том, что одни требуют исповедания веры, а другие нет. Православная церковь также требует от кандидата на крещение исповедовать веру, но принимает в качестве исключения (которое повсеместно распространилось), когда веру исповедуют родители или крестный. Крестить без испытания веры и религиозных познаний родителей и крестных – это нечестие и попирание таинств Церкви. Священники как «домостроители (а не дистрибьюторы) тайн Божиих» (1 Кор 4:1) не должны этого допускать, невзирая ни на какие обстоятельства!

Попробуем проанализировать случай с эфиопским евнухом, о котором повествуется в книге Деяний (8:26-39). Дух Святой посылает Филиппа к евнуху (ст. 26-29), и он находит того, читающим Священное Писание (ст. 28). Филипп разъясняет непонятный тому фрагмент из Писания и говорит о спасении, пришедшем через Христа (ст. 30-35). Евнух видит воду и говорит: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» (ст. 36). Однако мы видим, что Филипп реагирует совершенно иначе, чем священники в наши дни. Он не говорит: «Ну вот, Дух Святой меня послал, а этот человек издалека, из самой Эфиопии. Надо его срочно крестить, чтобы с ним по дороге чего-то не случилось или чтобы он не умер», хотя опасностей было предостаточно. Даже того обстоятельства, что эфиоп читал Священное Писание и жаждал понять читаемое, не было достаточно для Филиппа, чтобы согласиться его крестить. Разумеется, социальный статус и богатства того евнуха, «министра экономики» в Эфиопском царстве, также не были для него аргументом. И Филипп отвечает на вопрос евнуха так: «Если веруешь от всего сердца, можно». Он сказал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (ст. 37). Только тогда Филипп остановил колесницу и крестил евнуха (ст. 38).

Таким образом, оправданий к тому, чтобы поступить иначе, чем поступил Филипп в ситуации с эфиопом, не существует. А когда родители обращаются к священнику с просьбой крестить их ребенка, он обязан начать длительный процесс катехизации, в котором объяснит основные учения Церкви и их обоснование в Священном Писании. Только после всего этого можно говорить о крещении. Например, 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Трулльского (VI Вселенского) соборов предусматривают обязательную катехизацию для кандидатов на крещение и даже их еженедельную «экзаменацию». Только в том случае, если оглашаемый тяжело болен, священник может совершить крещение без катехизации. Но даже в таком случае священник обязан спросить кандидата (или его поручителя), верит ли он в Святую Троицу, в спасение через Христа, воскресение из мертвых и вечную жизнь. Если новокрещенный остается в живых, священник обязан его огласить после крещения (47-е правило Лаодикийского собора). Разумеется, подобные случаи крайне редки. Чаще всего, нет никаких оснований спешить с крещением без катехизации.

4. Многие священники призывают родителей крестить младенцев как можно скорее, но не рассказывают им о вере, об ответственности, о вечной жизни и т.д. Всё рассматривается с точки зрения сиюминутных выгод. Однако следует подчеркнуть, что церковь допускает и рекомендует крещение детей, но никогда этого не требует, особенно если нет соответствующей подготовки. В третьем веке Тертуллиан настаивал на отсрочке крещения младенцев («О Крещении», гл. 18), не соглашаясь с неоправданной поспешностью в принятии крещения. В четвертом веке святитель Григорий Богослов, который, будучи сыном епископа, крестился только в тридцать лет, рекомендовал крестить детей в возрасте не младше трех лет, «когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме» (Слово 40, PG 36, 400). Эта рекомендация соблюдалась в церкви до девятого века, когда начало распространяться крещение годовалых или даже сорокадневных детей, но никогда без катехизации.

Однако в наши дни, еще со времен турецкого владычества, все превратилось в «конвейер религиозных услуг». Акцент ставится только на количество, а о качестве никто и не говорит. По крайней мере, не знаю ни одного архиерея в Румынской православной церкви, который требовал бы от священников определенного числа предкрещальных огласительных бесед и следил бы за их качеством и регулярностью.

Еще хуже обстоит дело в Православной церкви Молдовы, хотя Архиерейский собор Русской православной церкви в 2011 году принял очень четкие решения по этому вопросу. Отчего нам тогда удивляться нашим «христианам» или тому, что некоторые из них, которые были крещены и сызмальства причащались в Православной церкви, превратились в гей-активистов или ожесточенных атеистов, не говоря уже о том, что тюрьмы полны тех же «православных»? А чего иного следует ожидать, если мы только даем им целовать Евангелие, но не читаем им из него и не объясняем, чтобы в них зажегся огонь веры и любви к Богу и ближним. Ведь, как мы знаем, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17). Родиться у верующих родителей еще ничего не значит, если они никогда тебе не объясняют, во что мы верим и почему верим так, а не иначе.

5. Вера, о которой говорит Евангелие и которая является условием для крещения, – это вовсе не вера в то, что Бог существует. Или, как иногда говорят, «я верю, что существует нечто, некая высшая власть, высший разум и так далее». Все это не имеет ничего общего с истинной верой. И бесы веруют в то, что Бог существует, но мы не можем сказать, что они «верующие», даже если они «страшатся и трепещут» перед величием Бога. Быть верующим, с одной стороны, означает доверять Богу больше всего на этом свете. С другой стороны, вера означает верность Богу. Жена, верная мужу, – это не та, которая верит в существование своего супруга или просто нуждается в его деньгах. Верной мы называем ту жену, которая имеет полное доверие к своему супругу, любит его всем сердцем и не изменяет ему даже в мыслях, но хочет быть только с ним, выполняет любое его желание и даже готова умереть за него. Такой верности Бог ждет и от нас.

Аналогия с семейной жизнью, на самом деле, принадлежит апостолу Павлу, который сравнивает Христа с женихом, а Церковь – с Его верной невестой (Еф. 5). Любой крещеный христианин становится невестой Христовой, но не обособленно, а через Церковь. Невестой Христовой можно быть лишь в той степени, в какой являешься живым членом Церкви. Именно поэтому св. Киприан Карфагенский говорил, что «вне Церкви нет спасения», так как Бог-Любовь, единый в трех Лицах, изливает Свою любовь не на тех, кто «верит только в душе», но только на собрание верных и любящих Христа. Любить Бога означает соблюдать Его заповеди (Ин 14:15, 21) и желать вечной жизни с Ним.

6. Для того чтобы ребенок знал и соблюдал заповеди Божьи, его должны научить те, кто их знает. Те родители или крестные, которые никогда не читали Евангелие и не участвуют в жизни Церкви и богослужениях, никогда не смогут этому научить ребенка, но разве что будут оправдываться и искать себе извинений, как они обычно делают. Мы живем в те времена, когда большинство христиан окончили, по крайней мере, среднюю школу, могут читать, умеют обращаться с компьютером и мобильным телефоном, но не знают Десяти заповедей, Символа веры и других элементарных вещей, не говоря уже о более глубоком учении из Священного Писания. Именно поэтому, особенно в тех случаях, когда родители ребенка всё еще «далеки от Церкви», они должны найти подготовленных и наученных крёстных, которые помогут воспитать ребенка в вере. Крёстные – это не спонсоры ребенка и вовсе не те, кого можно выбирать, руководствуясь чисто человеческими соображениями (по дружбе). Крёстных надо выбирать, исходя из духовных критериев. При выборе крёстного не может быть и речи о таких критериях, как коллегиальность, социальный статус, степень родства или боязнь кого-то обидеть. Если у человека есть проблемы со здоровьем, он идет к самому лучшему врачу. Если же у него есть друг-медик, который, тем не менее, не имеет высокой квалификации, то у человека на первом плане будет всё же его здоровье, а не дружба, которую он может пошатнуть. Если дружеские отношения здоровы, им не будет ущерба от такого подхода. Напротив, друг-медик, если он не является хорошим специалистом, откажется экспериментировать на здоровье друга и порекомендует ему пойти к другому, более квалифицированному врачу. Крещение же гораздо важнее, чем удаление зуба или лечение аппендицита. У нас же всё с ног на голову, и диву даешься, как легко люди соглашаются быть крёстными (или так называемыми крёстными). Думается, когда некоторые из них становились пионерами или комсомольцами, они и то проявляли больше ответственности, чем когда согласились стать крёстными. Именно поэтому с первых же огласительных бесед крёстные должны получить согласие Церкви. Но им может быть и отказано, если они не выполняют церковных условий. Если же родители настаивают на том, чтобы крёстными были неверующие люди, церковь вправе отказать в совершении крещения, и это будет объективный и обоснованный отказ. Но если священник соглашается крестить, не познакомившись с родителями или крёстными, договорившись о дате крещения по телефону или через свечницу, вся вина за судьбу ребенка падёт на него, который оказывается «волком в овечьей шкуре». Некоторые скажут, что я преувеличиваю, но Христос и апостолы, бесспорно, на стороне этого бескомпромиссного подхода и не допускают того, чтобы священник превращался в «официанта», не знающего, как еще лучше угодить своим клиентам, чтобы не лишиться чаевых.

7. На практическом уровне родители должны выбрать одного или максимум двух крёстных (не обязательно посаженных родителей), которые должны быть добрыми православными христианами и церковными людьми, с высокой степенью ответственности. Из таких крёстных не следует ожидать материальных благ, но только того, чтобы они добросовестно исполняли свой долг. Крёстные – это не народный обычай, который сводится к угощению калачами, а вопрос жизни и смерти. Таким образом, на крещении должны быть один или два крёстных, а не целый десяток кумов, которые приходят «сбоку припека», а иногда даже и не присутствуют на крещении, желая, чтобы их помянули «заочно». И если серьёзный священник говорит им, что это неправильно, тогда они во имя «национального кумовства» (возведенного у молдаван на уровень догмата) идут к другим священникам, которые дерут с них втридорога, поминая имена тех, кто на самом деле не является крёстным и вообще не имеет никакого отношения ко крещению!

По учению Церкви всё гораздо проще: у крещаемого мальчика должен быть восприемник, а у девочки – восприемница. Он (или она) исповедует веру от имени младенца и только он (или она) входит в духовное родство с его семьей. А все остальные желающие присутствовать на крещении – простые верующие (если таковые имеются), которые радуются вступлению нового члена в Церковь. И крещение следует воспринимать именно так – как праздник всей Церкви, который необходимо соединять с воскресной или праздничной литургией. Крещение – это вовсе не религиозный обряд, совершаемый в частном порядке неким лицом, словно ему не хочется, чтобы его беспокоила своим присутствии вся община.

8. Если родители ребенка или его крёстный отказываются посещать огласительные беседы или проявляют безответственность в отношении дальнейшего христианского воспитания младенца, Церковь обязана отказать в совершении крещения. А фразы вроде «Ребенок-то в чем виноват?» следует направлять по обратному адресу – в укор родителям, а не в укор Евангелию. Крещение совершается не из жалости, а только на основании исповедания веры. Ведь Христос не сказал, что будут осуждены те, кто не крестится. Он говорил об осуждении тех, кто не уверует (Марк 16:16). В нашем календаре полно святых, которые не сподобились принять крещение (вовсе не потому, что этого не хотели). Однако в наших святцах нет ни одного святого, который не имел бы веры или принадлежал бы Церкви лишь формально, надеясь, что спасется, если будет вкушать красные яйца на Пасху. Вот почему, когда не выполняются все условия для крещения, Церковь может и даже обязана отказать в его совершении. И никакой другой священник не может переступить через условия Самого Спасителя Христа. В тех случаях, когда священник не крестит ребенка из-за отсутствия платы, другой священник обязан совершить это таинство и сообщить епископу о деянии своего «коллеги». Но если священник отказывает в крещении из-за отсутствия веры, то в данном случае никакой другой иерей не может допускать снисхождения, поскольку речь идет не о субъективном решении священнослужителя, но об объективном отношении Церкви, выражаемом через священника, который не разменивает таинства Церкви на мелкую монету. И дай Бог побольше таких священников… Только так стадо Христово исцелится от формализма и лицемерия, сознательно исповедуя свою веру и воплощая ее в жизни.

Разумеется, все эти идеи – отнюдь не протестантские, но вполне православные и направлены на то, чтобы спасти православных и укрепить Церковь. Положительные и отрицательные аспекты истории нашей Церкви это подтверждают.

Да поможет нам Бог!

Иеромонах Петр (Прутяну)
Перевод с румынского Алины Патраковой.
www.kiev-orthodox.org
загрузить еще