Как выйти из платоновской пещеры

Завершился первый день конференции «Люди свободного действия. Неожиданные пути возрождения человека и общества»

Выражение «Люди свободного действия» появилось спонтанно – во время подготовки к конференции Преображенского братства, которая изначально планировалась как форум представителей различных добровольческих движений России. Но оказалось, что спектр тех, кого можно отнести к людям свободного действия, способных не просто свободно мыслить или говорить, но и действовать, значительно шире.

Об этом в первый день конференции рассказал свящ. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор Свято-Филаретовского института (СФИ), заметив, что подлинно свободное действие невозможно без внутренней свободы.

Глава оргкомитета конференции Юлия Балакшина, один из руководителей группы «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства, обозначила задачу конференции как общее размышление собравшихся о том, каковы могут быть усилия по возрождению человека и общества сегодня, здесь и сейчас, в этой точке нашего исторического пути. «Ни у кого из нас нет готовых ответов, но есть потребность в общении и постижении новых смыслов», – отметила Юлия Валентиновна.

«Незнание – сила»

– По такому принципу живет большинство наших соотечественников. Этот тезис, с которым практически все согласились, в своем аудиоприветствии участникам конференции выдвинула Елена Цезаревна Чуковская, одна из «невидимок», помогавших Солженицыну в работе над его «Архипелагом». «Это раньше мы многое переписыали от руки, - сказала она. – А сейчас возможностей много, но люди ничего не хотят знать. Поэтому так часто мы можем слышать слова, например, о десятилетиях советских репрессий – "надоела эта чернуха"»*.

На пленарном заседании первым было выступление поэта и мыслителя Ольги Седаковой «Выход из пещеры? Начало "ненового человека"». Ольга Александровна имела в виду платоновскую пещеру, которой была для человека советская система, и «нового человека», которого не только пытались создать, но и создали в СССР. Одной из черт этого человека является не только нежелание знать, но и слабый мыслительный инструментарий, что блестяще показала Светлана Алексиевич в своей последней книге «Время секонд хэнд».

Это качество приводит к тому, что советский, а как мы видим теперь, и постсоветский человек, не хочет и не может принимать и осмысливать реальность. Ему легче принимать некие идеологемы и отстаивать их, даже если жизнь их опровергает.

Кому принадлежит свобода

Ольга Александровна вспомнила показательный разговор с одним ее попутчиком в конце 1980-х годов: «Мы, советские люди, никогда не сможем перестать бояться. Я рос в избе, где бабка стучала по стенам и говорила, что и стены слышат. Но у нас есть свое, русское, что может на нас подействовать, – это жалость».

Поэтому волонтерские движения появились на подлинно русском, родном нам основании – сочувствии, сострадании несчастным. Это то, что вселяет надежду, может наконец-то восхищать и чем можно любоваться, чего так не хватает в нашей современной жизни.

К множеству определений свободы Ольга Александровна добавила свое: это то, на что постоянно кто-то или что-то посягает, «знамение оспариваемое, предмет пререкания». Отвратить посягательства тех, кто хочет украсть свободу, в одиночку человек не может. Но важно помнить, что «свобода - не твоя собственность. Она принадлежит не тебе, а Богу, Который тебе ее дал и в конце земного пути спросит, что ты с ней сделал».

Размышления на эту тему продолжили в своих докладах Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований автономной некоммерческой организации Аналитический Центр Юрия Левады («Рецидивы советского и признаки нового в людях постсоветской России») и Теодор Шанин, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Добровольчество: западные уроки и русская специфика»).

Затем работа конференции продолжилась на четырех секциях: «"Сверхъестественная добродетель справедливости". Феномен милосердия в современной России», «Образование как свободное действие», «Историческая память – созидающая общественная сила?» и «"Иметь мужество защищать то, что любишь". Пути сохранения культуры в современной России».

Завершился первый день конференции представлением различных проектов участников конференции: Наталья Тимофеева (Воронеж), руководитель Регионального центра устной истории, представила сайт, посвященный свидетельствам людей со всего мира, принудительно работавших в фашистской Германии; Галина Касабова (Москва), редактор и издатель сборника «О времени, о Норильске, о себе», рассказала о многотомном издании, посвященном репрессированным Норильска; Галина Шаверина (Северодвинск), руководитель Северодвинского отделения Регионального объединения пострадавших от политических репрессий, рассказала о 25 годах работы северодвинского отделения общества «Совесть»; Анатолий Разумов (Санкт-Петербург), руководитель Центра «Возвращенные имена» при Российской Национальной библиотеке, представил 12-томное издание составленного им «Ленинградского Мартиролога», работа над которым продолжается и дальше; Игорь Марковкин рассказал о проекте «Живая сеть», собирающем на одном ресурсе информацию о различных сообществах свободного действия.

В этом году конференция Преображенского братства посвящена памяти отца Павла Адельгейма, убитого год назад в собственном доме. Это вызвано не только тем, что он был членом братства, но в первую очередь – тем, что он сам был примером подлинного свободного действия. Участники конференции с большим вниманием посмотрели видеофрагмент выступления отца Павла на предыдущей конференции Преображенского братства «Равнина русская. Опыт духовного сопротивления в ХХ веке».

Анастасия Наконечная


Фото Николая Токарева, Александры Строцевой

*Подробнее с текстом приветствия можно познакомиться в газете «Кифа» (№ 182 за октябрь 2014 года).

загрузить еще