Мероприятие проходило в рамках цикла культурно-просветительских встреч «Среда общения»*, инициатором которых является Свято-Екатерининское братство.
Определение «нехимической» зависимости родилось по аналогии с понятием зависимости химической, примеры которой, увы, хорошо известны современному обществу. В отличие от алкоголя или наркотиков, нехимические зависимости (инфомания, шопоголизм, компьютерные игры, социальные сети) действуют на человека более тонко, но от этого – не менее разрушительно. Как уберечь современного ребенка от «рабства»? Как научить его пользоваться благами цивилизаций, и сохранить при этом внутреннюю свободу? За что «цепляется» зависимость нехимическая?
– Сам по себе организм человека под управлением мозга является своеобразным «заводом» по производству сильнодействующих веществ – гормонов. Компьютерная игра вызывает удовольствие – организм чувствует в этом потребность. Поэтому, в каком-то смысле, все зависимости являются химическими. Ребенок в силу возрастных физиологических особенностей, не может контролировать этот процесс, – отметил Игорь Климовских, директор общеобразовательной школы N 76.
Игорь Александрович, ставший этой осенью финалистом Всероссийского конкурса «Директор года», не понаслышке знает о зависимости школьников от модных гаджетов: –-– К сожалению, взрослые часто сами рады подсунуть ребенку планшет, лишь бы не мешал. В каждом классе находятся родители, которые не видят никакой проблемы в том, что дети, вместо отдыха на перемене, сидят, уткнувшись в телефоны. Говорить об этом больно и трудно. Сверхзадача педагогов – сделать живое общение в школе интереснее, чем гаджеты.
– Школа пугает детей унылыми коридорами и множеством ограничений. При этом у ребенка есть реальная опасность стать изгоем, если он не такой, как все. Каждый человек желает преодолеть свое внутреннее одиночество, а социальные сети дают здесь обманчивую альтернативу. Но чем интересней у человека жизнь, тем меньше ему хочется уходить в параллельную реальность, – поделилась своими размышлениями Лариса Крапивина, кандидат педагогических наук и командор детско-юношеского отряда «Каравелла».
– На этом пути тоже нужно быть осторожным, – заметила Евгения Парфенова, выпускница Свято-Филаретовского института, – неконтролируемая погоня за чем-то интересным может собрать целый букет зависимостей. Но противостоять любого рода рабству может только внутренне свободный человек. Хорошо, если ребенок встречает таких людей. На меня, в свое время, огромное влияние оказал пример жизни «не по лжи» Александра Исаевича Солженицына. Дух внутренней свободы имеет свойство передаваться другим.
В своем выступлении глава детско-юношеского центра Свято-Екатерининского братства Елена Каштанова отметила:
– Наши дети копируют нас, своих родителей. И проблема нехимической зависимости может решиться даже не в пространстве семьи, а в пространстве народа, который сумеет отличать свободу от несвободы. Почему мы не видим, что наши дети тонут в компьютерах? Потому что сами не отличаем «правой руки от левой», добро от зла. Кажется, что общество в целом нуждается вот в таком отрезвлении.
Активное участие гостей в обсуждении предложенной темы показало, что проблема нехимической зависимости действительно существует, и очевидна она для людей различного жизненного, духовного, педагогического опыта. И преодолеть ее возможно только обретая внутреннюю свободу.
*«Среда общения» – это пространство для живого диалога, но в самых разнообразных форматах: конференции и квартирники, круглые столы и просмотры фильмов, мастер-классы, лекции и дискуссии. В следующий раз разговор будет посвящен традициям садово-паркового искусства - уже 3 декабря в Екатеринбурге состоится встреча «Потерянный рай. Сады и парки Западной Европы».