Под таким названием недавно прошел семинар для директоров и преподавателей воскресных школ в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви. Он был организован епархиальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ совместно с издательством «Никея».
Тема, безусловно, важная и актуальная. Ведь каждый думающий о будущем своего ребенка человек рано или поздно сталкивается с непростыми вопросами воспитания, образования, а в случае верующих родителей еще и воцерковления ребенка, связанными с этапами взросления, становлением его характера, развитием творческих способностей, с окружающим миром, который всегда активен, и даже агрессивен, особенно по отношению к детям.
Как же говорить с детьми о Боге, вере, Церкви? Что им рассказать и передать такого, что, повзрослев, они не потеряют, не променяют на другие ценности, а будут взращивать в своей жизни и жизни своих детей?
Этими вопросами мы, как родители, христиане и члены малого православного братства задаемся давно, потому что есть примеры, когда дети, «напитавшись», повзрослев, уходят не только из семьи, Церкви, но и от Бога. И тут – мы это понимаем – важно не оправдывать себя по принципу «что могли, то сделали, дальше выбор за ними» и только надеяться, что мы показали детям Путь, Дом, куда они смогут всегда вернуться в любом состоянии. Важно всегда неустанно анализировать, что было сделано и сказано не так, что в нашей жизни было не так, что детей от Бога отвернуло и увело? Ведь родители – первый и главный пример веры для детей.
Удивило, что центральным на прошедшем в епархиальном управлении семинаре был поставлен вопрос воцерковления детей через внеклассное чтение. Открывая семинар, отец Константин Мальцев подчеркнул важность внеклассного чтения в деле воспитания ребенка. По его словам, «огромный выбор детской литературы часто ставит педагогов и родителей в затруднительное положение, собственный опыт тоже не всегда выручает – большинство книг, вышедших в советское время, даже талантливо написанных, для воскресных школ не подходят: в них ничего не говорится о вере, о Боге». Вывод, сделанный отцом Константином: «Надо создавать новую литературу для православного воспитания детей».
Вопрос чтения качественной литературы, безусловно, важен, поскольку книги – это питание для души. Но централен ли он? Возможно, для реалий воскресной школы, да… Хотя, конечно, это не универсальное решение для каждого верующего родителя в вопросе воцерковления детей.
Но благодаря семинару и мы задумались над этим вопросом и стали искать, а что есть в опыте жизни нашего братства такого «центрального», уникального в деле воцерковления детей, чем тоже можно было бы поделиться? Чтение хорошей художественной литературы и Библии – да, совместное богослужение – да, воскресные занятия – да, а что еще?
Начиная с основания Преображенского братства в 1990-х годах, существовали разные формы воцерковления детей.
Так, поначалу в 1990-е годы в нашем братстве активно развивалось движение скаутов. Ходили в походы, носили специальную форму, имели особенные отличительные имена. Этот опыт был важным и интересным, что-то мы, как братство, из него вынесли.
Позже, в начале нулевых годов, создавались так называемые «семейные группы», когда родители усилиями нескольких семей организовывали встречи и занятия с детьми по возрастам, походы, праздники и прочее. И этот опыт закончился – дети вырастали, и семьи больше не объединял вопрос христианского воспитания детей. Этот опыт тоже был ценным, он дал понимание, что на пути воцерковления детей важно сообщество единомышленников, братьев и сестер, чтобы избежать «семейных перекосов», «ветхого родительства».
Из года в год опыт воцерковления детей менялся и углублялся. Были настоящие находки, радостные встречи, переживания, удачи, но были и потери в наших рядах – некоторые дети все-таки уходили из Церкви. Взрослые даже грустно иронизировали: «готовим очередной выпускной бал…».
Но мы продолжали искать и всегда старались найти пути передать ребенку не номинальную веру, не внешне привести его в Церковь, а реально. Так, чтобы вера крепла, а человек обретал себя перед Богом, искал свое призвание, и чтобы Церковь становилась для него родным Отчим домом.
Постепенно пришло понимание, что отдельно семьей, или инициативной группой семей, или возрастными детскими группами осуществить дело воцерковления ребенка сложно, почти невозможно. Что это дело всей Церкви, а, значит, и родителей, и поручителей, и восприемников, и крестных, и возрастных групп, и братьев и сестер – единомышленников в целом. Важно взять и из традиции жизни Церкви, и из своего опыта, и из опыта других все то лучшее, что может помочь ребенку обрести веру, раскрыться в нем тому дару, сокровищу, которые заложил в него Господь. Для нас стоит задача становиться для ребенка «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24). А это ставит серьезные требования к себе и повышает планку собственной жизни. Потому что первый пример взрослой жизни у ребенка – это его родители. И тут от нас многое зависит.
Мы понимаем, что и наша вера, родителей, во-первых, сама не является раз и навсегда обретенной, а нуждается в постоянном питании и укреплении, а, во-вторых, не является гарантом обретения веры детьми. Не мы растим и воспитываем ребенка, а мы растем и меняемся вместе с ним. «Нет детей, есть люди», – писал известный польский педагог Януш Корчак, а, значит, перед нами стоит задача вырастить и воспитать человека.
Конечно, в своем поиске верного пути мы обращаемся в первую очередь к Источнику всякого творчества и самой жизни – нашему Господу Иисусу Христу, к тому преданию, которое есть в Церкви, и тому положительному опыту воспитания детей, который есть в обществе. Мы изучаем опыт различных педагогов: Я. Корчака, В. Зеньковского, А. Макаренко, А. Штевен, Н. Неплюева, С. Куломзиной, К. Ушинского, С. Рачинского, Л. Выготского, В. Бехтерева, К. Чуковского и т.д., что-то из него берем себе.
Но настоящим открытием последних восьми лет на пути воцерковления детей для меня, как для родителя, стали летние детские соборы-лагеря для детей и подростков, родителей и братчиков. Мы выделяем специальное время, выезжаем совместно с детьми в какое-то место для совместного проживания на десять-четырнадцать дней. В лагере появляется отличная возможность общаться, заботиться и дружить друг с другом.
Все началось в 2007 году, когда Преображенское содружество малых православных братств, в состав которого входит и наше Свято-Екатерининское братство, пригласило нас, взрослых и детей, в детско-юношеский собор-лагерь в Подмосковье. Туда тогда съехались братья и сестры, православные христиане, из разных городов России и ближнего зарубежья – Москвы, Архангельска, Вельска, Твери, Электростали, Санкт-Петербурга, Кишинева, Риги и др. В целом более 700 человек взрослых и детей. Это был бесценный опыт совместной жизни взрослых и детей вместе ради Бога, которых вдохновил нас и на дальнейший многолетний путь общей жизни с детьми.
И, начиная с 2008 года, такие лагеря мы стали проводить сами нашим малым братством.
У каждого выезда всегда есть тема, цели и задачи, есть события для каждого дня. Всегда это молитва и труд, творчество и походы, научение и дела милосердия. Принципиально важным для нас стал принцип общего дела – «Не для ребенка, а вместе с ним». Мы следуем и еще нескольким принципам: «Уча ребенка, учусь сам», поскольку все мы – ученики Христовы; «Критикуешь – предлагай!» – принцип ответственности за общее дело и пр. Всегда есть место проповеди, есть подвиг труда и дружбы, потому что приходится многое преодолевать, прежде всего в себе. Всегда есть какие-то слабости, трудности, болезни (были и клещи, и змеи, и всякие болезни, и проливные дожди). Но дети видят жизнь взрослых и учатся терпеть и прощать, работать и отдыхать, молиться и веселиться. Бывают и настоящие открытия! Несколько лет подряд на берегу реки мы открываем музеи – Музей семейных историй, Музей войны и мира, Музей творчества; несколько лет подряд мы уплываем на плоту или на катамаране с детьми и подростками специально, чтобы прожить бок о бок друг с другом в буквальном смысле этого слова; ставим театральные постановки, проводим поэтические и музыкальные вечера; стараемся не обойти вниманием тех, кто рядом – соседей (так, в один год делом лагеря стала забота о пансионате для тех, кто временно остался без жилья, в соседнем селе); каждый год приглашаем в гости наших родных и друзей, готовим для них экскурсии и концерты, подарки, радуемся вместе и делимся своей жизнью.
Мы понимаем, что в жизни с детьми, в их воспитании и воцерковлении нет никаких гарантии», «покрытий», «возвратов» и «прироста прибыли»... Не факт, что что-то вообще когда-то «окупится». Сплошные «авансы любви» каждый день каждому ребенку. Но мы не оставляем усилий. Молясь, советуясь, исправляясь, доверяя, учась.
Из воспитательного наследия польского педагога Януша Корчака мы взяли в нашу жизнь заповедь: «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой». А это значит, раскрыть в нем тот дар, который заложил Господь, вернуться в «Отчий дом». В этом мы и видим наш путь передачи веры детям.