Медовым Спасом праздник называется в народе. Его церковное название – «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня». Чему посвящен этот праздник, корреспонденту «МИР 24» рассказал священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков.
«Происхождение – это не совсем точный перевод греческого слова, означающего торжественный крестный ход, – говорит он. – Когда-то в Константинополе в самое жаркое время, когда начинались тяжёлые болезни, такие как холера, и риск возникновения эпидемий был самый высокий, из храма Святой Софии выносили часть святого креста, на котором по преданию был распят Христос. Этот крест обносили вокруг города по стенам, и эпидемия прекращалась. Поэтому и был установлен этот праздник».
В этот день по сложившейся традиции в храмах освящают мед нового урожая. Пчеловоды приносят для освящения первые вырезанные соты. Считается, что после этого дня наступает пора «ломить» (то есть взрезать) соты. Поэтому праздник и приобрел народное название Медовый Спас. Спас – от слова Спаситель, ведь именно Иисусу Христу в конечном счете и посвящен этот день.
По давнему обычаю, пчеловоды в этот день угощают медом всех без отказа: «На Первый Спас и нищий медку попробует». С Медовым Спасом связано множество народных традиций. Главная из них заключалась в том, что жители русских деревень начиная с этого дня и до Яблочного Спаса, то есть до 19 августа помогали справиться со всеми оставшимися осенними заботами вдовам и сиротам, бедным, больным и слабым, причем трудились только за еду.
По словам Георгия Кочеткова, для Русской церкви это особый праздник ещё и потому, что, согласно некоторым источникам, именно этот день стал днём Крещения Руси князем Владимиром. В каком-то смысле это день рождения Русской православной церкви, церкви на Руси, ее 1030-летие!
Конечно, этот праздник надо встречать в церкви. Тем более что с этого дня начинается Успенский пост. Утром во всех храмах состоится Божественная литургия, священники благословят прихожан на соблюдение поста. Успенский пост продлится две недели и окончится 27 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы, поэтому он и называется Успенским. Этот пост такой же строгий, как и Великий, зато он самый короткий в году.
«Хотя в день рождения не принято говорить о проблемах, в данном случае это уместно – с церковью нельзя поступать по законам мира сего, – говорит Георгий Кочетков. – И мы, чем лучше всмотримся в свой путь, тем больше приблизимся к Богу, а значит и друг ко другу, и церковь станет более здоровым и дееспособным духовным телом. Потому что церковь состоит прежде всего из людей, а мы все разные, и плоды мы приносим разные: кто-то добрые, сочные, красивые, кто-то сморщенные и гнилые, а иногда мы бываем и вовсе бесплодными. Всё это влияет на всех, не случайно апостол Павел говорит: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Вы – тело Христово, и в отдельности – члены».
Поэтому, когда мы прославляем святых, то радуемся, ведь прославляется всё Тело. А когда встречаемся в церкви с беззаконием, со стяжательством, гордыней, завистью, разного рода страстями, порой самыми страшными, то церковь терпит урон, а значит и каждый человек в ней, даже тот, кто ничего плохого не помышлял и не совершал.
«И напротив, – продолжает Георгий Кочетков, – когда человек стремится жить по правде, жить не для себя, послужить и людям, и Богу, то благодать Христова касается и переменяет, освящает не только этого человека, но и других людей, которые, может, ещё не успели свою жизнь вполне Богу посвятить. Так исполняются слова Евангелия, что только тот, кто может отдать жизнь Богу, обретёт её. А человек, который начинает жить для себя, для самореализации, сразу гибнет духовно. Можно реализовать Божьи дары, но на этой земле так всё премудро устроено, что нельзя реализовать себя, нельзя искать самоспасения или самосовершенствования: из этого ничего не выйдет. Ничто не может иметь успешный исход, что замыкает человека на самого себя. Это ложный путь, на что и указывает нам жизнь Спасителя и его смерть на Кресте, которому по существу и посвящён этот праздник».