25 апреля все православные верующие отметят большой и радостный праздник – Вербное воскресенье, или, по-другому, Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье празднуется ровно за неделю до Пасхи и рассказывает о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Именно с этого момента истории начался путь его крестных страданий. Почему же тогда этот день считается праздником?
Вот что говорит духовный попечитель Преображенского братства, священник Георгий Кочетков: «Это день напоминает нам о главном событии в истории человечества – о победе Христа над смертью, над царящими на земле грехом, разделением, страхом. То есть над всем, что держит людей в рабстве. Но также этот праздник говорит и о том, что эта победа и освобождение человека были бы невозможны без жертвы Христовой любви, путь которой пролегает через Голгофу».
«С духовной точки зрения, Иерусалим символизирует собой душу человеческую, а вход Господа в Иерусалим – его вхождение в нашу душу. Главное, приняв Господа в душе, не отвергнуть и не предать его в себе, как это сделали с живым Иисусом жители Иерусалима», – говорит священник.
«Этот вход знаменует приход Царя и Победителя над всем, что держит людей в рабстве: над злом, смертью, царящими на земле грехом, разделением, насилием, страхом, – говорит отец Георгий. – Да, мир не мог ещё его принять, узнавания хватило только на краткую встречу с веточками пальмы в руках. Но сама эта встреча сохраняется в нашей памяти. И от нас зависит, как мы живём после неё дальше».
По словам священника Георгия Кочеткова, указанием на то, какое именно царство несёт Христос, был ослик – символ мира, о котором говорилось в древнем предсказании, в противоположность коню, на котором въезжал бы царь, власть которого обеспечивалась внешней силой. К слову, многие современники, даже узнававшие в Иисусе Мессию, предполагали, что именно так он и должен поступить: захватить политическую власть путём вооруженного восстания и освободить Израиль, который находился на тот момент под римской оккупацией.
«Однако Иисус показывает какой-то совершенно иной образ победы, безоружной победы Его любви над силами мира сего, – говорит священник. – У Него нет внешней власти, нет политической программы, но притягательна внутренняя сила Его духа, Его целостность, Его сострадание и открытость людям. На эту силу отзываются те, чьё сердце и совесть открыты Богу, и они хотят быть Его учениками, быть в общении с Ним. Именно этой силой Христос создаст на земле Церковь как собрание тех, кто хочет разделить его путь. Даже враги Христа, принимая решение о Его казни, с досадой говорят: «Весь мир идёт за Ним», хотя на тот момент за ним шла лишь небольшая горстка учеников».
Согласно евангельскому описанию, люди, радостно встречавшие Христа, который за несколько дней до своей казни въезжал в город, приветствовали его пальмовыми ветвями. А поскольку на Руси пальму встретишь не часто, то в русской традиции её заменили веточки вербы, отсюда и название праздника – «Вербное воскресенье». А в англоязычной традиции Вход Господень в Иерусалим называется Palm Sunday – «Пальмовое воскресенье».
Вербное воскресенье предваряет страстную седмицу, когда мы вспоминаем о последних дней земной жизни Спасителя. По традиции накануне праздника, в Лазареву субботу верующие приносят с собой в храм веточки вербы, которые освящаются на всенощном бдении. Ими украшают своё жилище.
В эти дни положено некоторое послабление в посте. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, а в праздник Входа в Иерусалим – рыба и морепродукты. Но после захода солнца наступает время самой строгой, страстной седмицы, и все послабления отменяются.
«Начиная с воскресного вечера, в течение всей страстной недели важно прожить и прочувствовать воспоминания о том последнем земном пути, который совершил Христос. Ведь не наплакавшись о Нём у креста в пятницу, нельзя почувствовать и всё ликование Воскресения Христова», – отмечает священник.
Что важнее всего делать в страстную неделю? Конечно, прожить и прочувствовать воспоминания о том последнем земном пути, который совершил Христос. Не наплакавшись у креста в пятницу, нельзя почувствовать радость Воскресения Христова!
Отец Георгий Кочетков: «Тем, кто знает и любит богослужение, нельзя пропустить воскресных служб и последних дней страстной седмицы от Великого Четверга до Великой Субботы, и конечно, самой пасхальной заутрени и литургии. И всем важно просто прочитать евангелие, хотя бы самое маленькое – от Марка, не торопясь, вдумчиво. Чтобы пройти со Христом и его учениками весь Его путь от начала служения до Воскресения».
Однако последняя неделя поста – это ещё и время, когда нужно подготовиться к празднику Светлой Пасхи. В народной традиции за каждым днём этой недели закреплены определённые дела и ритуалы.
Начало недели – это время доделать все дела, которые вы откладывали «на потом». А также помочь подготовиться к празднику всем немощным, больным и одиноким людям, кому трудно самостоятельно справиться с этой задачей. Кроме того, в эти дни принято готовить своё жилище и всё необходимое ко встрече Пасхи. Не опуская своего участия в богослужениях, надо постараться в доме прибраться, всё освежить, помыть и запастись необходимыми продуктами для приготовления кулича, творожной паски и крашеных яиц.
В Великий четверг (его называют ещё «чистым четвергом») все мирские дела должны быть доделаны, чтобы потом ничто не отвлекало нас от проживания важных с духовной точки зрения событий. Кроме того, в этот день или ещё лучше в сам день праздника Пасхи надо исповедаться и причаститься.
«Некоторые люди в это время начинают всё мыть, печь куличи и так далее, – говорит отец Георгий. – Однако для верующего человека важно ограничить себя в своих естественных потребностях и желаниях, житейских заботах, чтобы посвятить это время размышлениям об основаниях своей веры и жизни – о том, что в ней означают Крест и Воскресение Христовы».
Одно из богослужений Великого Четверга посвящено воспоминанию прощального и таинственного ужина Христа с учениками, на котором он, как описано в Евангелии, стал мыть им ноги. Это было совершенно немыслимо для иудейской культуры того времени: старший прислуживает младшим, делая то, что делает раб и слуга. Христос, совершая это действие, установил новый порядок отношений между людьми, обличая в них всякое иерархическое начало, всякое превозношение и лидерство. И навсегда это осталось как память его любви к своим друзьям и ко всем, кто стал потом их друзьями и учениками. Стал и ещё станет.
В Великую Пятницу – её ещё называют Пасхой Крестной – вспоминается неправедное судилище над Христом, отступничество Его самых близких людей – не только Иуды, но и учеников,– страдания Спасителя и Его крестная смерть. На утрене читаются двенадцать евангельских фрагментов об этих событиях (эта традиция возникла в Иерусалиме, и исторически каждый евангельский отрывок читался на том месте, где происходили описанные в нём события, то есть богослужение представляло собой длительную процессию по всему городу). В этот день устав предписывает самый строгий пост: полное воздержание от пищи до захода солнца, «до звезды».
В Великую Субботу вспоминается пребывание Христа во гробе и Его сошествие во ад, из которого он освобождает всех умерших. А на вечерне Великой Субботы уже начинают праздновать Христово Воскресение. Традиционно эта вечерня переходила в литургию Василия Великого, которая связывалась с крещением новых членов церкви и была главным пасхальным богослужением. Сейчас на приходах это богослужение совершается не с вечера, а в субботу утром. Поэтому пасхальная литургия как бы удвоилась, и собственно пасхальной теперь является литургия Иоанна Златоуста, которую служат в ночь с субботы на воскресенье или в воскресенье утром.
«Для всякого человека, ищущего Бога, ищущего смысла в жизни, особые воспоминания, которым посвящены дни Страстной седмицы и богослужения этих дней, дают возможность хоть немного прикоснуться к церковной памяти и подготовить себя к пасхальной радости. Главное, чтобы человек действительно вспомнил о Христе, бросившем вызов смерти и победившем», – объясняет отец Георгий.
То же самое касается и поста: весь вопрос в том, ради чего поститься. Ведь дело не только в тех или иных ограничениях, касающихся еды и развлечений. Важно, чтобы время и силы, которые освобождаются благодаря этому, были направлены на общение с Богом и помощь ближним. Пост – это время сосредоточиться, подумать о том, что в твоей жизни суета, а что главное, каково место Бога в твоей жизни, говорит священник.
Некоторые люди берут на пост особые усилия – например, внимательно и вдумчиво прочитать Евангелие или исправить что-то в своих отношениях с конкретным человеком. Смысл поста в освобождении от того, что может порабощать человека и опустошать, зацикливать на себе, закрывать от Бога и ближнего.
Источник: https://mir24.tv/