Среди гостей встречи были представители Свято-Петровского и Свято-Мариинского братств, а также братства во имя новомучеников и исповедников Российских.
Обсуждение острой и неоднозначной темы началось с основательного доклада Анны Лепехиной о том, какими были критерии прославления святых в Священном писании, в практике древней церкви, в истории и современности. Перед сотней участников обсуждения наглядно раскрылся путь от признания и исповедания святости как того, что принадлежит Богу и исходит от Бога (в Писании) к восприятию всех христиан (учеников) как святых и особом почитании свидетелей, то есть мучеников (о чем свидетельствуют памятники ранней церкви) а потом – к развернутым, четко прописанным критериям канонизации в Византийской, а позже – в Иерусалимской и Русской православной церкви. Интересно, что сегодня мы сталкиваемся со всеми пластами этого предания: так, литургический возглас «святая – святым» на каждой встрече напоминает нам, что святым является каждый член народа Божьего.
По мнению докладчицы, в наше время традиционные критерии канонизации столкнулись с очевидным кризисом при обсуждении подвига новомучеников и исповедников, не вписывающихся в рамки «зафиксированного чудотворения и народного почитания». Более того, массовая канонизация новомучеников не сопровождалась рецепцией церковного народа, что не дает возможности их подвигу плодоносить в современной церковной жизни.
О новом подходе к явлению святости, характерном для богословия XX века, напомнила исследовательница творчества матери Марии (Скобцовой) Лидия Крошкина. Этот подход связан в том числе и с наследием русской эмиграции, с именами Георгия Федотова (который, опираясь на исследование истории русской святости, предчувствовал новую святость в пути творчества и иночества в миру), и матери Марии, связывавшей критерий святости с соборностью.
В последовавшей за этими выступлениями дискуссии было поставлено множество вопросов. Но главным было не столько это, сколько само прикосновение к опыту святых. Разговор начался с неоднократного обращения к образам Бориса и Глеба, которые явили собой что-то очень важное в характере русской святости (кто-то считал, что безропотное терпение, кто-то – что ответственность за страну, которую святые не захотели ввергать в гражданскую войну), и затронул имена многих святых, которые стали близки участникам дискуссии во время исследовательской работы в СФИ, например, архим. Макария (Глухарева) и преп. Евфросиньи Московской. Конечно, не могли в этом контексте не прозвучать и имена людей еще не прославленных, но искренне почитаемых многими из присутствовавших – епископа Макария (Опоцкого) и Николая Николаевича Неплюева. Говоря о них, многие вспоминали уже возникавший в разговоре критерий соборности.
Главный же вопрос, который во многом стал заключительным – чему мы сами хотим и готовы подражать в опыте святых. Ведь именно этот вопрос, обращенный к себе – а вовсе не бесконечные и во многом языческие просьбы помочь выйти замуж, обогатиться или даже избавиться от зубной или головной боли – позволяет узнавать и истинно почитать святых.