«Каемся пред Богом в грехах своего любимого украинского народа»

22 августа 2020
Покаянная молитва за украинский народ
Фото: jankovoy.com
Фото: jankovoy.com

Сегодня, 22 августа, инициативная группа украинцев принесла покаяние за грехи, совершенные украинцами в течение своей истории, особенно в ХХ веке, в надежде на то, что принимающий искреннее покаяние Бог может изменить не только настоящее, но и будущее, и даже прошлое. 

Наша группа собралась спонтанно — во многом вдохновившись примером священника Георгия Кочеткова  и Льва Шипмана, произнеcшими подобные покаянные молитвы за грехи русского и еврейского народов перед многотысячным собранием ровно год назад, на Преображенском фестивале 2019 года. 

Я слушала тогда эти молитвы и вспоминала Украину, в которой родилась. Перед глазами всплывали смутные фрагменты украинской истории, которую я знаю не так хорошо, как хотелось бы: гражданская война, отношения с поляками, еврейские погромы, Великая Отечественная… Думаю, нечто подобное испытывали и другие участники нашей будущей группы, потому что довольно скоро мы нашли друг друга. И поняли, что одной любви к Украине, сострадания ко всему, что требует исправления, недостаточно — нужно вникать в историю во всех ее нюансах, для начала в собственных головах развенчивать мифы, чтобы трезво посмотреть на судьбу нашего народа. 

Этому в основном и были посвящены наши регулярные встречи в течение года. Мы изучали историю Чернобыльской аварии и участие украинцев в работе карательных органов ОГПУ, НКВД и КГБ. Мы узнавали, как именно разрушалась церковь в советское время на украинской земле. При этом многое нас удивляло и радовало, потому что жизнь украинцев в советское время часто была мужественной борьбой с разрушительной большевистской силой. Люди шли на большие жертвы и были готовы бороться до смерти, чтобы сохранить подлинные основы жизни своего народа. Но часто при этом далеко переходили за грань допустимого — поддавались духу ненависти, жестокости и пр. И это требует покаяния. 

Конечно, изучение многовековой истории любого народа — процесс практически бесконечный. И мы не собираемся его останавливать. Но сегодня мы молились за то, чтобы все то недолжное, что было в украинской истории и до сих пор имеет тяжелейшие последствия, было прощено Богом. Чтобы Он мог Своей силой помочь в том, с чем люди уже почти не справляются. Для нас эта молитва — шаг любви, сострадания и искренней надежды на Него. А ещё на то — что к этому покаянию присоединятся другие украинцы — верующие и не верующие, молодые и люди постарше, мужчины и женщины, богатые и бедные, живущие по всей её территории и за её пределами, имеющие самые разные профессии. Те, кто любит Украину и украинцев и от всего сердца желает жить по-Божески и по-человечески. 

Анастасия Наконечная, Свято-Петровское малое братство

Игорь Власенко произносит покаянную молитву об украинском народе
Игорь Власенко произносит покаянную молитву об украинском народе

Мы, украинцы по национальности, в последнее время всерьез изучали историю своего народа и переживали за судьбу нашей родины. Мы искали причины бед, с которыми столкнулись в XXI веке. 

Почти весь XX век Украина подчинялась безбожной советской власти, а поколения украинцев отпадали от Бога. Может быть, не случайно первое после Октябрьского переворота 1917 года жестокое убийство православного церковного иерарха произошло в Киеве, когда у стен Киево-Печерской лавры убили митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Результатом этого отпадения стали многочисленные конфликты – военные, религиозные и социальные. 

Наше покаяние вдохновлено покаянием за свои народы – ныне живущих людей, русских и евреев.

Мы, в первую очередь, сами каемся пред Богом в грехах своего любимого украинского народа, и прежде всего в том, что и украинцы причастны к страшным грехам, убийствам и беззакониям ХХ века. 

Мы делаем это с глубокой верой и надеждой на то, что принимающий искреннее покаяние Бог способен изменить не только настоящее, но и будущее и даже прошлое. 

I. Мы призываем и остальных церковных людей, украинцев и верующих других национальностей, живущих в Украине, в ком это находит отзыв,  присоединяться к нашему покаянию:

1. В том, что мы, христиане земного отечества украинского, не услышали новомучеников и исповедников, проживавших на землях Украины, которые призывали хранить веру, духовно противостоять большевистской смуте, призывали к покаянию, к возрождению церкви через просвещение и устроение общинно-братской жизни.

2. В том, что страх перед советской властью мешал нашим предкам более упорно противодействовать разорению церкви: разрушению храмов, арестам духовенства и активных верующих.

3. В нежелании брать ответственность за решение церковных проблем, в бездумной готовности смешивать политическое и церковное, что привело многих украинских верующих в многочисленные расколы, начиная с обновленчества и заканчивая постсоветскими расколами.

4. В духовном невежестве, в том, что среди украинцев до сих пор бытует колдовство, суеверие, гадание и вера в приметы. 

II. Мы также и в обществе призываем всех людей живой совести присоединиться к нам и покаяться:

1. В том, что поверхностно представляем историю родной земли и людей, живших на её территориях, которые вплоть до середины XVIII века (а в отдельных случаях – до середины XX века) принадлежали разным государствам и имели разную историю. В том, что поддаемся на различные манипулятивные и спекулятивные изложения истории Украины.

2. В том, что во время революционных событий 1917 года и гражданской войны жители земель современной Украины, в том числе украинцы, разделились на множество противоборствующих сил или решили остаться в стороне от конфликтов. Это способствовало  захвату власти большевиками, которые обрекли все народы бывшей Российской империи на многолетние страдания.

3. В том, что украинцы участвовали в общесоюзных и украинских карательных органах (ОГПУ, НКВД, КГБ), что поддерживали советскую и партийную власть, пребывая на руководящих должностях.

4. За распространение в нашем народе доносительства, которое привело ко многим невинным жертвам XX века.

5. За то, что не берегли свою национальную культуру, прежде всего христианскую, а порой и участвовали в её уничтожении советской властью. 

6. В том, что сегодня часто смешиваем русское и советское и, таким образом, снимаем с себя ответственность и перекладываем её целиком на других. В том, что снимаем с себя и вину за трагедии советского периода, например, за голод 1932-1933 гг. и Чернобыльскую аварию. В том, что забываем, что среди руководства и карательных органов Советской Украины и Советского Союза в целом были и украинцы.

7. В том, что любовь к своему народу в нас часто вытеснялась и продолжает вытесняться духом превозношения, ведущим нас к косности ума и закрытости сердца. В том, что мы, таким образом, унижаем другие народы и отрицаем их права и достоинства, что, например, проявляется в нарочитом отрицании прав русского языка, который для многих украинцев остаётся родным, тем более для русских, живущих в Украине. 

8. В том, что не чувствуем благодарности за то хорошее, что было в общем прошлом, объединявшем нас в составе Российской империи с другими славянскими народами (преимущественно левобережная Украина) и в составе Польши (преимущественно Правобережье).

9. В том, что обида и желание отомстить конкретным представителям других народов, преследовавшим нас, приводили к жестокости украинцев, в том числе по отношению к беззащитным и невинным людям. В этом мы повинны перед евреями (участие в погромах, нацистский геноцид), поляками (Волынская трагедия) и русскими (разжигание непримиримой ненависти к русским во время и после Гражданской и Второй мировой войн, в  том числе жестокость эсэсовцев украинского происхождения к русским).

10. В том, что не трудимся ради межнационального примирения и даём себя втянуть в братоубийственную войну. В том, что с доверием слушаем тех, кто и с той, и с другой стороны разжигает войну – ради своих экономических и политических интересов – в том числе и войну информационную, плоды которой лишь умножают отчуждение и разделение и среди украинцев, и между украинцами и русскими, и среди ближних и дальних народов.

11. В том, что мы стремимся забыть, что украинский и русский народы едины в своей общей многовековой истории. В отторжении ранее существовавших добрососедских отношений. Во всяком проявлении национального разделения наших народов и пристрастия к националистическим лозунгам.

Всемилостивый Боже, прими наше покаяние и помоги нам встать на путь исправления!

загрузить еще