История борьбы добра со злом

30 января 2014
Краеведение может заменить ОПК в школе

Что общего может быть между князем Владимиром и каким-нибудь Колей Ивановым из 2 «Б»? Какую роль сыграло крохотное село в Липецкой области в возрождении православного богословия ХХ века? Оказывается, на подобные вопросы можно ответить в рамках духовного краеведения – особого направления исследований внутри общей истории. Об том говорили в третий день Рождественский чтений на круглом столе «Православное краеведение», который возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.

Православное краеведение занимается изучением духовной истории. Делать это надо качественно и профессионально, иначе можно дискредитировать и историческую науку, и само духовное наследие. Об этом говорила в своем выступлении профессор Любовь Архипова из Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Она отметила, что основная цель духового краеведения – реконструировать историческую реальность. Иначе духовное краеведение превратится в перечисление храмов и святых источников на территории области, что не будет отличаться от туризма с религиозной окраской.

– Можно выделить три концептуальных позиции, чтобы православное краеведение раскрылось в полной мере, – сказала Лидия Крошкина, зам. директора филиала РГГУ в г. Твери, преподаватель Свято-Филаретовского института, член Преображенского братства. – Во-первых, необходимо, чтобы была среда общения, потому что никакое знание, тем более гуманитарное, невозможно без общения. Человек становится человеком, когда встречает другого человека. Во-вторых, люди, которые занимаются православным краеведением, должны быть церковными людьми, то есть здесь встает вопрос о катехизации самих учителей и исследователей. В-третьих, они должны быть хорошими профессионалами своего дела и стремиться получать духовное образование.

Если эти три пункта воплощаются в жизнь, то духовное краеведение может наладить связи между высокой культурой и высокой духовностью, о которых говорит православие, и опытом повседневной жизни, который есть у каждого человека. Потому что иконописный лик какого-нибудь исповедника ХХ века для современного человека ничего не значит, он не понимает, какой за этим стоит опыт до тех пор, пока не увидит связь собственной судьбы с жизнью святого.

Многие педагоги говорили о необходимости непрерывного православного краеведческого образования для детей, которое в этом случае может заменить курс «Основы православной культуры». Владимир Мартышин, директор экспериментальной средней школы в селе Ивановское Ярославской области рассказал, что у них дети занимаются духовным краеведением десять лет. Происходит это по методу «расширения горизонтов»: если в первом классе ребята изучают школьный двор, то потом переходят к истории улицы, семьи, села, области и так далее. При этом православное краеведение – это возможность учить историю не только сидя за учебником, где весь опыт человеческой цивилизации умещен в нескольких десятках абзацев, а непосредственно сталкиваясь с ней на раскопках, в музеях, во время работы поисковых отрядов, при реконструкции храмов и установлении поклонных крестов. Дети составляют свою родословную и таким образом обретают корни, становятся включенными в историю всего человеческого рода. В конце выступления Владимир Сергеевич процитировал отца Сергия Булгакова, сказав, что «История не есть чреда сменяющих друг друга дат и событий, а история борьбы добра и зла».

Педагоги из Лебедянского района Липецкой области презентовали программу «Духовное краеведение для малышей» – это набор дидактических материалов, посвященных святыням Белогорья. Помимо настольных игр по местным святыням и источникам, для младших школьников сделали раскраски, конструктор из бумаги «Строим храм», а так же игру «Овощи и фрукты – постные продукты».

Во время круглого стола довольно неоднозначно звучали слова о том, что надо не забывать советский опыт, потому что раньше, например, дети искали  все, что было связано с героями гражданской войны, а теперь так же ищут следы жизни святых. Особенно явно эта неоднозначность чувствовалась, когда звучали призывы «осуществить пропаганду православия средствами туризма» и организовать сбор детей «посредством разнарядок в благочиния».

В заключении участники круглого стола говорили о том, что опыт серьезной работы православных краеведов действительно уникален и ценен. Потому что он зачастую становится путем к  взаимодействию церкви и культуры, служит восстановлению русской духовной культуры, которая была нами утеряна.

Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин
Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин
Лидия Крошкина
Лидия Крошкина
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще