Сегодня началось собрание одного из высших органов РПЦ, Архиерейского собора, который проводится не реже, чем раз в четыре года. В этом году гостем мероприятия станет президент России Владимир Путин, который впервые примет участие в соборе. Глава государства встретится с епископатом РПЦ в храме Христа Спасителя. Ранее президент лишь обращался с приветствием к участникам собора и встречался с ними в Кремле. «Такое внимание светской власти к церковной жизни говорит о той важной роли, которую играет Церковь в современном обществе», – заявил представитель Синодального отдела Московского патриархата Владимир Легойда.
На Архиерейском соборе священнослужители обсудят, сколько раз верующим можно вступать в брак, надо ли при этом считать только браки, которые были освящены церковным венчанием, или же и те, что были заключены в гражданском порядке, в ЗАГСе.
«Некоторые вещи нужно адаптировать к современности, прописать формулы и процедуры», – считает архимандрит Савва.
Священник РПЦ Московского Патриархата, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков рассказал «Газете.Ru», что церковные правила допускают вступление в брак до трех раз с момента крещения человека. «Максимальный возраст для венчания, согласно проекту документа 2015 года «О церковном браке», для женщин – 60 лет, а для мужчин – 70 лет. Но для пар, которые давно находятся в законном браке и решили обвенчаться лишь в преклонном возрасте, церковь делает исключение», – заявил священник Георгий Кочетков.
Чтобы связать себя узами брака в церкви, брачующиеся должны соблюсти ряд условий: они оба должны быть верующими и состоять в зарегистрированном законном браке. Венчаться, не будучи христианином, а лишь для соблюдения модных тенденций или примет и суеверий, категорически не допускается. Для заключения церковного брака есть два основных препятствия: другой действующий брак или родственные отношения между будущими супругами.
Желающим вступить в церковный брак рекомендуется пройти подготовительные беседы о смысле семьи и брака со священником или катехизатором-мирянином, отметил священник Георгий Кочетков.
«Такую подготовку церковь практикует довольно давно, в свое время она была одобрена Патриархом и закреплена в соответствующих документах. На мой взгляд, это то, что просто необходимо современному обществу, в том числе и малоцерковным людям. Это то, что должно вводиться на уровне государственных структур и стать обязательным для тех, кто решил связать себя узами брака в ЗАГСах, потому что сами представление о семье и браке сейчас настолько разрушены, что развестись считается так же просто, как почистить зубы. Люди забыли, зачем они создают семьи, забыли, в чем заключается таинство», – сказал отец Георгий Кочетков.
«Мой личный опыт подготовки пар к браку, в соответствии с канонами православной церкви, который в каждом конкретном случае индивидуален и занимает от нескольких месяцев до года, показывает, что люди не считают это чем-то лишним или ненужным, напротив многие выражают благодарность, несмотря на то, что это долго и требует определенных усилий со стороны будущих молодоженов», – добавил ректор СФИ.
Семейный психолог Лидия Горькова уверена, что венчание, особенно у молодого поколения, нередко является данью моде. «Проводить венчание или нет – сугубо духовный вопрос отдельно взятой пары. Сегодня модно венчаться, но со временем эта тенденция может стать неотъемлемой ценностью», – заявила она «Газете.Ru».
Вопрос церковного венчания активно обсуждается не только в религии, но и в миру. 18 ноября 2017 народная артистка СССР Алла Пугачева и шоумен Максим Галкин обвенчались. Бурную дискуссию вызвало то, что для Пугачевой это стало не первым венчанием. Впервые она заключила церковный брак с Филиппом Киркоровым в 1994 году в Иерусалиме. Хотя повторное венчание не запрещено по православным канонам, Пугачева все равно назвала свой первый опыт «необдуманным, спонтанным и достаточно наивным шагом». «Бес попутал», – добавила она и отметила, что будет всю жизнь каяться и просить прощения у Бога.
В числе прочего на Архиерейском соборе обсудят использование интернета в монастырях. В современных документах РПЦ этот вопрос затрагивается в положении о монастырях и монашествующих. Однако четкого, официально зафиксированного решения пока еще нет. «Русская православная церковь не может жить лишь прошлым, не учитывая достижений современной культуры и цивилизации, – пояснил священник Георгий Кочетков. – Интернет давно присутствует в жизни церковных структур, в том числе монастырей, и им будут пользоваться дальше. Церковь положительно относится ко всем формам просвещения как среди священнослужителей, так и среди прихожан».
В то же время священник отметил, что в распространении интернета РПЦ видит и опасности: «Это некачественная информация, легкая доступность безнравственных сайтов и, главное, зависимость от интернета, которой подвержены все, как верующие, так и неверующие, особенно молодежь. Безусловно, это вызов для любого христианина, ведь интернет-зависимость – это рабство страстям. И монаху, как любому церковному человеку, нужна аскетика, чтобы не оказаться в их власти. Я не думаю, что церковь будет намеренно запрещать использование интернета, ведь контролировать себя каждый должен самостоятельно. Скорее всего, будут согласованы определенные правила пользования интернетом в монастырях, которые в разных местах могут различаться в зависимости от внутреннего распорядка и разных духовных и служебных акцентов».
Впрочем, использовать интернет клерикалы планируют не для проверки собственной стойкости, а для расширения миссионерского поля. «Задача, которую перед нами поставил наш патриарх, – свидетельствовать во всех измерениях, где мы можем встретить человека. Сейчас значительная часть людей переместилась в виртуальное пространство. Там люди живут. А ведь, по слову героя Андрея Тарковского, «человеку нужен только человек». Поэтому о Христе мы призваны свидетельствовать и там», – заявил РИА «Новости» эксперт Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий.
К слову, сам патриарх уже не первый год «свидетельствует» в другом измерении. Глава РПЦ завел официальную страницу «ВКонтакте» 24 мая 2015 года.
На странице патриарх выкладывает отчеты со своих поездок, послания прихожанам и свежие фотографии. На данный момент у аккаунта свыше 400 тыс. подписчиков.
«Это совершенно понятное движение. Жизнь значительной части паствы перемещается в виртуальный мир. У церкви есть выбор – оставаться в одиночестве или идти за паствой. Священнослужители выбрали второе», – считает заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуард Панарин. Эксперт отметил, что Русская зарубежная церковь, часть которой слилась с Московской Патриархией, давно активна в сети.
Не обойдут стороной на Архиерейском соборе положение ближайших соседей России. По словам митрополита Иллариона, ситуация на Украине остается крайне напряженной и опасной для канонической Украинской православной церкви, подвергающейся дискриминации со стороны нынешних властей страны. «Думаю, что внимание должно быть уделено и проблеме церковного раскола на Украине, который, к сожалению, уже четверть века остается неуврачеванным», – заявил он в интервью «Российской газете».
Интересным должно стать рассмотрение возможности общецерковного прославления святых, подвизавшихся и почитаемых до этого только на Украине.
По словам священника Георгия Кочеткова, обсуждение данного вопроса — попытка церковно отреагировать на трудную политическую ситуацию, в которой находится Украинская православная церковь Московского патриархата: «Это должно привести к более широкому почитанию истинно святых людей, обращению к их духовному опыту. Можно надеяться и на обратную связь, в которой остро нуждается современная Украина».
Эдуард Панарин рассказал «Газете.Ru», что Украинская православная церковь Московского патриархата – самая большая по численности церковная организация. «Однако есть и другая – церковь Киевского патриархата, которую другие православные церкви не признали. После событий в Крыму и начала войны на востоке страны Украинская православная церковь Московского патриархата начала подвергаться систематическому давлению, нападению на храмы, попыткам переведения их в другие юрисдикции. Церковь сопротивляется как может. РПЦ тоже пытается поддерживать Украинскую православную церковь», – говорит эксперт.
Еще одна «иностранная» дискуссия должна развернуться вокруг помощи христианам Ближнего Востока, в частности, Сирии и Ливана. «Для верующих людей очень важно, чтобы у них были свои места богопочитания, и это важно и для ближневосточных христиан», – добавил Илларион. Митрополит также подчеркнул, что РПЦ необходимо сосредоточиться на помощи в реконструкции оскверненных и разрушенных храмов. Христиане, отметил он, не должны остаться забытыми «за бортом».
По словам Панарина, до религиозных войн в Ираке и Сирии там было довольно много восточных христиан. «Однако иракские и сирийские события больно ударили по христианским общинам.
Хотя по канонам ислама христиан нельзя насильно переводить в ислам, если они выплачивают особые налоги и находятся под защитой государства, такие действия все же происходят – причем под угрозой физического уничтожения. Многие погибли, некоторые покинули страну.
Доля христиан в этих странах уменьшилась», – описал ситуацию сотрудник НИУ ВШЭ.
На Архиерейском соборе также обсудят итоги экспертиз «екатеринбургских останков». По завершении экспертизы, считает архимандрит Савва, ее результаты нужно сопоставить с другими версиями и осмыслить. «У нас нет спешки, подгонки под какую-то дату, но есть желание разобраться», – заявил он.
Речь идет о событиях, произошедших в Екатеринбурге в 1918 году, когда Николая II и всю его семью расстреляли. Следователь того времени Николай Соколов, который провел расследование сразу после гибели императорской семьи в 1919-1922 годах, сделал вывод о том, что все 12 тел, включая слуг, были сожжены. Однако в начале 90-х годов группа поисковиков обнаружила останки, которые, предположительно, могли оказаться царскими. Позже, в 1998 году, их захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге – в усыпальнице Романовых. РПЦ тогда задала следствию и госкомиссии ряд вопросов, на которые так и не получила ответов. Поэтому священнослужители придерживались мнения о недостаточности исследования и не признавали «екатеринбургские останки» подлинно царскими.
К идентификации останков был привлечен даже Следственный комитет, который 2015 году эксгумировал останки в Петропавловской крепости, назначил более 30 экспертиз, а сейчас планирует провести новую психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, был ли расстрел императорской семьи ритуальным убийством, якобы проведенным по приказу руководства большевистской партии (хотя та же версия была отвергнута правоохранителями еще в 1993 году). Член Совета Федерации Людмила Нарусова уже предупредила, что призывы РПЦ к необходимости проверки данной версии способствуют разжиганию межнациональной вражды и возвращают к «мракобесию».
Специалист НИУ ВШЭ Эдуард Панарин заявил, что в церкви всегда существовало несколько противоборствующих мнений на этот счет. «РПЦ не едина и не является тоталитарным институтом – в церкви есть разные течения. В том числе и консервативные, которые и лоббируют тему с останками, заявляют, что они могут быть ненастоящими. Поэтому руководству церкви приходится апеллировать к внешнему авторитету и обращаться к мнению ученых, прокуратуры», – сообщил эксперт.