Интеллигенция и церковь: ХХ век

26 марта 2014
К началу XX века в русской церкви появилась группа представителей православного духовенства, не только прочитавших А.С. Пушкина, Г.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, но и признавших их безусловную ценность для духовной жизни

Кафедре музейного дела и охраны памятников в Санкт-Петербургском университете – 10 лет. Как и положено серьезному учебно-научному учреждению, это событие было отмечено не просто за столом, а – за круглым столом «Судьбы русской интеллигенции в первой половине ХХ века». Работу по подготовке семинара возглавил М.Б. Пиотровский, директор Государственного музея Эрмитаж, который все десять лет заведует кафедрой музейного дела и охраны памятников в Санкт-Петербургском университете.

"Перемолотые" и "неперемолотые" – все они явили опыт страданий и духовной борьбы, в меру личных нравственных качеств обозначив трагические пути "от идолов к идеалам", богопознания и богоборчества ­– одни на Родине, другие – в эмиграции. Об этом организаторы предложили поразмышлять в рамках круглого стола.

Среди участников встречи были верующие и атеисты, студенты и профессора, сотрудники музеев, служители церкви, представители мирянского церковного движения – Преображенского содружества малых православных братств. Благодаря такому разнообразию, а также доброжелательной и вдумчивой позиции ведущей – Марины Цветаевой, д.культурологии, профессора кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ - практически каждый доклад сопровождался дискуссией.

Большая часть выступлений была посвящена судьбам интеллигенции, так или иначе связанной с церковью, – людям верующим или приходящим к вере.

О роли интеллигенции в церковной жизни в первые годы ХХ века сделала доклад Юлия Балакшина, канд. филол. наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена и Свято-Филаретовского института. Она рассказала о том, что к началу XX века в русской церкви появилась целая группа представителей православного духовенства, не только прочитавших А.С. Пушкина, Г.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, но и признавших их безусловную ценность для духовной жизни и оказавшихся перед вопросом, как религиозно понять и освятить светскую науку, культуру, общественный прогресс. Это был знаменитый кружок «32-х» священников (1905-1907 гг.), которые считали крайне необходимым церковное обновление и христианское возрождение, в первую очередь, через возрождение внутренней самостоятельной жизни церковного организма: «объединение членов Русской Церкви между собою; осуществление соборного начала во всей церковной деятельности». Члены кружка, многочисленными личными связями соединенные с культурной элитой эпохи «серебряного века», несмотря на свою относительную малочисленность, ставили эпохальные вопросы, разрешение которых, возможно, открыло бы пути к религиозному возрождению культуры и творческому обновлению церкви.

Александр Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии, рассказал в своем докладе об идее и организация выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления», проходившей в Петербурге в 2011 году. Большая часть экспозиции о церковном подполье была посвящена судьбам верующих людей, в т.ч. и представителей интеллигенции, первой половины ХХ века. При этом главный акцент был сделан не на страдании, а на том, как в условиях массового террора люди не только сохраняли веру, но и передавали ее другим. Уникальный опыт сотрудничества государственного музея с Преображенским содружеством малых православных братств, члены которого добровольно, без всякой оплаты, собирали экспозицию из самых разных архивов и коллекций, а затем обеспечили музей высококвалифицированными компетентными экскурсоводами, произвел большое впечатление на присутствующих. Деятельность членов Преображенского братства докладчик назвал примером бескорыстного служения церковной интеллигенции.

Также прозвучали сообщения Лидии Соколовой, заведующей музеем Александро-Невской лавры, секретаря епархиальной Комиссии по канонизации, на тему «Нравственно-религиозный выбор ленинградской интеллигенции в 30-е годы ХХ века» и протоиерея Андрея Дьяконова, настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, «Русские в мировой культуре: история хора донских казаков под управлением С.А.Жарова 1921-1979».

В завершение семинара прозвучали доклады Наталии Арефьевой, директора Государственного литературного музея "XX век" – «Литературный музей" XX век": история, экспозиция, основные направления работы» и Алексея Семкина, канд. искусст., доцента кафедры литературы и искусства Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства,  старшего научного сотрудника Государственного литературного музея "ХХ век" – «"Подлейшее глумление" или скепсис философа. Об отношении М.М. Зощенко к религии и религиозности».

Семинар, который не только рассказывает о взаимодействии музеев и церкви, но и своей работой развивает это взаимодействие, продолжит свою работу в течение года.

Юлия Балакшина
Юлия Балакшина
Александр Буров
Александр Буров
Анастасия Наконечная
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще