«Я видел десятки тысяч исцелений»

Проповедь священника Георгия Кочеткова после Утрени в Неделю о Фоме
Уверение Фомы. Караваджо. Фото: https://commons.wikimedia.org/
Уверение Фомы. Караваджо. Фото: https://commons.wikimedia.org/

Дорогие братья и сёстры, с праздником Антипасхи и с днём памяти святого апостола Фомы!

Антипасха – как бы вторая Пасха, для тех, кто по каким-то причинам не успел отпраздновать первую Пасху или принять крещение в этот день.

Сегодня, вспоминая Воскресение Христово, мы задумываемся над словами Господа, обращёнными к Его ученику, апостолу Фоме: «не будь неверующим, но верующим» и «блаженны не видевшие и поверившие». Конечно, проблема веры и неверия всегда очень сложная. Нет же на белом свете людей совсем неверующих. Ведь если совсем неверующий – это бес, отродье сатаны, дьявола, то есть даже не человек. Другое дело, какая у человека вера, насколько она не суеверие, насколько это вера в истинного Бога. Вмещает ли она великий дар веры во Христа, во Святого Духа, в Церковь, а значит и в людей, в человека как того, кто имеет призвание от Бога, кто не потерял смысл своей жизни. От того, какая вера в нас, оказывается, очень много зависит.

Да, неверующий – это всегда очень относительное понятие. Действительно, неверующих людей не бывает. Даже атеизм и коммунизм были верой – да, совсем не Божьей верой, но некоторые через это находили в себе какое-то оживление подлинной веры. Пройдя через искушение атеизмом или коммунизмом, люди находили путь к подлинной вере. Или, пройдя через какой-нибудь оккультизм, теософию и другие всерьёз не православные веры, люди иногда находили настоящий путь к глубине богопознания, воспринимали Божественное Откровение глубже и полнее, менее формально, менее плоско, односторонне, чем те, кто не слишком задумывается о своей вере, даже если она истинная и вполне православная. Так было и с Фомой. Он отсутствовал при том явлении Христа Воскресшего, которое сразу вселило веру в учеников, и апостол Фома оказался как бы среди неуверовавших. Но его неверие – это взыскание Христа, которое придало вере новое качество, обогатило её.

Христианство на земле существует уже две тысячи лет и знает многое о вере и неверии людей. Поразительно то, что после глубочайших откровений, которые посетили христианское человечество, особенно с конца XVIII века, в XIX и первой половине XX века, после такого взлёта вдруг многие христиане выдохлись, не смогли перенести страшнейшие трагедии XX века. Страх, ужас, непомерные преступления, бесчеловечная фабрика смерти, которая работала во многих странах мира в XX веке, но особенно «эффективно» в Советском Союзе – всё это во многих убивало всякие силы жить по вере, убивало любовь, рождало ненависть, желание отмщения, и это было тоже тяжёлым испытанием, убивало всякую надежду. А вера без надежды существует с трудом. И мы до сих пор переживаем последствия этого, раны эти ещё не затянулись, хотя прошло столько времени. Но что ж удивляться – трагедии, подобной той, которая произошла в нашей стране с русским народом в XX веке, история человечества ещё не знала. Страдали все непрестанно на протяжении многих лет и десятилетий. Нельзя сказать, что хоть в одной стране, в одном народе не было страдальцев, но концентрация этих страданий, их масштаб и адская глубина были разными.

Вот сегодня 9 мая, и мы вспоминаем победу, которая далась нашему народу, нашей стране такой ценой, которая не оправдывается ничем. Столько жизней было положено не просто по бездарности или невежеству руководства, это само собой, но и по его неимоверной жестокости по отношению к людям. В нашей стране до сих пор неизвестно, сколько погибло людей во время войны. То говорят двадцать семь миллионов, то – сорок один. В любом случае эти цифры невообразимые, страшные, ничем, никакой военной необходимостью не оправданные. Эта война – великое преступление. Да, забросав трупами русских людей все поля и дороги в нашей стране и в половине Европы, мы победили, но сами оказались не в состоянии воспользоваться плодами победы, потому что сил уже не осталось. Всё было погублено, уничтожено. То, что осталось – это уже был другой народ, это была другая страна, даже церковь после войны стала другой. Нет, мы не безнадёжны. Пока у нас есть вера в Бога, пока есть хотя бы несколько, двое-трое собранных во имя Христа людей, будет надежда. Но не знать того, что произошло, махать флажочками и кричать о победе – это уж слишком.

Господь всегда помогал, помогает и сейчас. Но мрак, окутавший землю, и особенно нашу страну, наш народ и нашу церковь в XX веке, не разошёлся. Этим ужасом дышат люди, даже когда об этом ничего не знают и не думают. Страшно вспоминать обо всей истории нашей страны с 1917 года до войны. Впрочем, и после войны – до конца коммунистического режима, а может быть и ещё дальше надо брать. Это всё какая-то ужасная антиутопия, антиистория. Люди живут в каком-то мареве, какими-то фантазиями. Они не могут быть трезвенными, а поэтому часто и трезвыми – и это тоже трагедия. Мы не можем вместить, не знаем и, наверно, никогда не узнаем подлинных масштабов этой нашей трагедии, не имеющей аналогов в мировой истории. И всё-таки о ней надо помнить, надо набраться мужества, крепости, силы любви и веры, чтобы Господь мог победить прежде всего в нас самих, а потом через нас и в других; чтобы Господь мог победить прежде всего в нашем русском народе и во всей нашей стране, а потом и во всём мире. Надо вспоминать, пока ещё хоть в какой-то малой степени доступны архивы, пока они ещё окончательно не уничтожены и не извращены. Это воспоминание было бы непосильной ношей, если бы не молитва, если бы не помощь Божья. Сегодня особо надо молиться за всех пострадавших, за всех погибших, за всех умерших в то время. И за страдающих, и погибающих, и умирающих без достаточных на то внешних обстоятельств и оснований в наши времена.

А для нашей веры основания всё-таки есть. Нашёл апостол Фома основание для своей веры, хотя, кажется, потребовал от Христа неисполнимого. Так есть основания и у нас. Мы видим действие Божьей благодати, при этом не так много Господь в наше время от нас требует, чтобы явить эту благодать нам в наше время, прямо перед нашими глазами. Мы видим, что происходит с людьми, когда они возрождаются после обретения веры во Христа и оглашения, когда в них появляется какой-то лучик света, который должен осветить весь мир, и та соль, которая должна его осолить. Мы видим, как люди расцветают, молодеют и исцеляются. Столько исцелений, столько поразительных чудес! Сколько пришлось видеть мне самому – десятки тысяч людей, пришедших к вере в нашей стране, живших в наших страшных обстоятельствах, кажется, совсем безнадёжных и неверных. Сколько из них пытались обрести твёрдые основания своей жизни – Господь протягивал им руку, и они исцелялись. Я был по милости Божьей свидетелем таких исцелений с семидесятого года прошлого века, когда в нашей стране только зарождался опыт настоящего оглашения. Это была не просто поддержка, помощь тем, кто хочет жить церковно – это всегда было в церкви, в том числе для новоуверовавших. Но оглашение это немножко другое.

С тех пор до сего дня сколько происходит чудес там, где, кажется, не может быть никакой надежды, где наука говорит «стоп», где она изнемогает, видит, что ей не по силам справиться с задачей. Вот недавно ко мне пришла одна сестра, живущая сейчас за границей, она оглашалась несколько десятилетий назад и старается не терять веру. Она даже не в нашем Преображенском братстве, что, конечно, всегда печально, но тем не менее она держится, старается быть на высоте, жить по совести, по правде. И вдруг она мне говорит: «Вы же помните, у меня был такой тяжелый гепатит С?» Я говорю: «Ещё бы не помнить». Она говорит: «А вот теперь у меня его нет. Я исцелилась». Я говорю: «Как это может быть? От гепатита С люди не исцеляются». Она говорит: «Всё. Нету». Конечно, мы можем только благодарить Бога. Или пишет мне на днях один молодой человек – ну, относительно меня молодой: «Вот, четыре года назад у меня диагностировали онкологию, и правильно диагностировали – все старые документы подтверждают этот диагноз, а теперь все врачи в один голос сказали, что онкологии нет». Онкология бывает разная, у него был один из самых неприятных, трудных и весьма опасных случаев. А вот нету – потому что Господь утверждает жизнь, потому что Он даёт нам силы сопротивляться всякому злу, греху, неправде и болезни. Конечно, не надо на всё это смотреть как на некий поток, как будто Бог нам должен. Нет, мы должники у Бога. Но как не благодарить за то, что Бог делает! Как не утверждаться в вере, надежде и любви! Это действие Божие всегда поразительно. Поэтому мы, даже вспоминая тяжёлые, страшные, чёрные страницы нашей истории, всегда видим свет – и не только в конце туннеля, а прямо здесь и сейчас.

Сегодня мы будем молиться обо всех пострадавших, убиенных и умерших во время последней большой войны. Сколько ещё было не таких больших, и сколько было в них мрака и ужаса. Так будем молиться, но будем и благодарить Бога за Его силу – исцеляющую, просвещающую, укрепляющую, освобождающую. Так сходятся противоположности – мы живём в мире под дамокловым мечом адского мрака, но во свете, в духе, в благодарности и надежде, в вере и доверии, принося добрые плоды для Бога и людей, открывая в себе источники творчества и радости. Каждому человеку, который уловил этот луч с Небес от Христа Спасителя, открывается его призвание, которое он должен исполнить. Мы иногда слишком любим купаться в лучах благодати, когда на сердце легко и радостно. Да, мы должны стать сынами света, но мы должны и понимать, что рядом всё ещё ходит этот дракон, который хочет поглотить всё светлое, живое, свободное, всё способное любить и верить.

Сейчас, перед тем как начинать Чин изобразительных, мы отслужим очень краткую литию. По уставу сейчас ещё не положено заупокойное поминовение – только что кончилась Светлая седмица, ещё и Радоницы не было, не говоря уж про Троицу. И всё-таки мы помолимся и постараемся в этой молитве выразить то, о чём я сейчас говорил.

Аминь.

загрузить еще