Встреча была организована Свято-Екатерининским и Свято-Елизаветинским малыми православными братствами города. В ней приняли участие приехавшие в Екатеринбург на V Всероссийский социологический конгресс Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского института, и Анна Алиева, преподаватель социологии религии СФИ.
Размышляя о религиозном сознании человека, нельзя было не вспомнить Н.А. Бердяева, который в своем труде «Общественность и новое религиозное сознание» писал о том, что о религии говорят с разных точек зрения, и чаще всего – с эстетической, моральной, социальной и т.д. Но почти не говорят о религии с точки зрения самой религиозности, тогда как об этом говорить важнее всего.
Для современного общества эта тема тоже актуальна. Зачастую, приходя в церковь, человек интересуется прежде всего вопросами внешними, обрядовыми, историческими или конфессиональными. Но редко звучат вопросы о вере, Боге, жизни в церкви, кресте и Воскресении.
«Наша встреча – скорее, обмен интуициями по поводу того, что такое религия вообще для современного человека, и что такое религиозность, ведущая ко спасению, которая невозможна без мистического сознания, чтобы проникать и в тайну жизни, и в тайну смерти человека, веры, любви», – сказал, открывая встречу, председатель Свято-Елизаветинского братства Олег Глаголев.
Задача, безусловно, важная. Потому что, во-первых, с этой точки зрения можно подумать о себе, как о верующем человеке, а, во-вторых, когда церковь выходит на свидетельство миру о Христе, об этом невозможно не думать и не размышлять – кому, как и что говорить. Ведь в сердце каждого человека есть то пространство, которое пробуждается, реагируя на все религиозное.
Маргарита Шилкина рассказала об особенностях современного религиозного сознания современных россиян, их восприятия вопросов религии. Она описала характерные особенности религиозного сознания людей в современной России. Было интересным узнать то, как, например, воспринимается православие в нашей стране с точки зрения социологии религии. Согласно статистике среди людей, которые называют себя православными, до 30% не верят в Бога; многие параллельно разделяют какие-то оккультные практики. Часто православие воспринимается как этнокультурная идентичность.
«Цифры, которые звучали на конгрессе, говорили о том, что среди тех, кто относит себя к православным, кто внутренне себя осознает таковыми, людей, причащающихся не реже одного раза в месяц, посещающих богослужение, иногда читающих Писание – то есть, явно проявляющих признаки того, что они соотносят себя не только с православной культурой, но и с православной церковью, – от 3 до 10%, чаще – 4-6%. По сравнению с тем, что среди 140 млн. населения России считают себя православными от 72 до 80% населения, эта погрешность в 3-10% не принципиальна. О чем это говорит? О том, что, даже если взять по максимуму оставшееся 80-процентное поле считающих себя православными людей, лишь 10% реально воцерковлены. Кто же остальные 70%, почему они называют себя православными?» – сказала Маргарита Шилкина.
К сожалению, по мнению Маргариты Васильевны, серьезных исследований на эту тему нет. Ясно одно, мотивы у этих 70% людей разные – кто-то осознает себя православным просто по этнической принадлежности (известное выражение: «русский, значит, православный»), кто-то с точки зрения культуры, кто-то – потому что его родители были православными, кто-то просто не понимает, что такое православие и христианство вообще. И в зависимости от того, на что люди опираются, они по-разному воспринимают все, что звучит о православии, о Христе в церкви или от имени церкви.
Анна Алиева рассказала о том, каковы образы церкви, веры, христианства и православия в массовом сознании, с помощью какого инструмента можно изучать и узнавать общество, которое осознает себя религиозным и православным. Анна Борисовна поставила ряд вопросов перед участниками встречи – для чего нужна социология религии, что, зачем и как нужно изучать, чем все выявленные данные могут помочь церкви и обществу? Размышляя над ними, участники встречи говорили о том, что часто социология религии в современном обществе, а зачастую, и среди церковной общественности, воспринимается как вполне себе светская наука, задача которой выполнить какой-то определенный заказ на конкретное социологическое исследование в том или ином вопросе, связанном с религией. Подумалось, что на практике таких «заказов» зачастую и не бывает.
Участники встречи пришли к выводу, что задача эта намного шире, чем рядовые социологические исследования и сбор статистических данных – необходимо понять, как социология религии на практике, проводя исследования, изучая общество светское и церковное, может помочь церкви в вопросах свидетельства миру о Христе и в вопросах церковно-общественной тематики.
Текст и фото Елены Каштановой
Свято-Екатерининское братство