«Я любил и люблю Братство по реченному, "братство любите"…»

9 ноября 1941 году отошел ко Господу епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) – выдающийся пастырь, миссионер, основатель нескольких православных братств
У храма Флора и Лавра в Новгороде. Сидят (слева направо): священник Алексей Алексеевич Успенский, Евдокия Капитонова, епископ Макарий,Вера (приемная дочь Покровских), протодьякон Иоанн Иоаннович Покровский. Стоят: монахиня Кирилла, священник Василий Александрович Козлов, Мария Федоровна Покровская
У храма Флора и Лавра в Новгороде. Сидят (слева направо): священник Алексей Алексеевич Успенский, Евдокия Капитонова, епископ Макарий,Вера (приемная дочь Покровских), протодьякон Иоанн Иоаннович Покровский. Стоят: монахиня Кирилла, священник Василий Александрович Козлов, Мария Федоровна Покровская

Именно созидание братских общин владыка Макарий видел главным делом своей жизни. 14 сентября 1932 года владыка в окружении своих духовных чад отмечал 10-летие епископской хиротонии. Это происходило в Новгороде, когда созданное им Трудовое братство переживало особый духовный подъем.

Сегодня мы публикуем благодарственное слово епископа Макария на все поздравления и приветствия, которые он получил в тот день.

 

Дорогие, родные сердцу моему Чада!

Все ваши глубокие искренние чувства любви и благодарности вашей ко мне, высказанные и прочитанные вами, до глубины души трогают меня, до слёз умиляют и радуют. Я от всей души благодарю вас за выраженные вами Святые чувства ко мне и вместе радуюсь за вас, радуюсь о том, что слово моё растворено солью небесной премудрости, проникло во глубину ваших сердец, наполнило их Божественной мудрости, какая есть (явила) Творчество новой личной общественной Церковной жизни. Радуюсь, что дело моё, дело созидания домашней Церкви, понято вами и увлекло ваши души настолько, что вы стали сознательными работниками и членами моей духовной семьи (новою тварью). Об одном теперь я прошу: свои чувства благодарности ко мне, как к вашему просветителю, перенести с меня на Господа Иисуса Христа, просветившего меня и вас и давшего нам залог – жизнь или образец жизни. Я искренно исповедуюсь ныне пред вами, что всё то доброе святое, идеальное, что слышали от меня или видели во мне и пережили в себе, всё это не моё, а получено мною от Господа по наитию Святого Духа.

А потому вместе с Давидом говорю: «не нам, не нам, а имени Твоему Боже даю славу». Сейчас в памяти моей великий Апостол Павел; что он говорит о себе? «Я более всех Апостолов потрудился, впрочем, не я, а благодать, которая во мне». Что в этих словах Святого Апостола выражено – гордость ли самомнения или сознание исполнения, долга при содействии благодатной силы Божией? Нет здесь не самовосхваления, ибо ничем прочим он не хвалится, наоборот, всё в умёт вменяет; здесь глубокое смирение пред Богом как искреннее сознание, что весь его Апостольский труд есть дело не его личных усилий, а есть дело живущей в нём благодати.

Вот почему я откровенно скажу про себя: нечем мне хвалиться пред вами, ибо «из того, что я имею, чего бы не получил»? Всё имеющееся у меня получил от Господа, как дар любви Небесного Отца нашего. А потому во всех своих словах, делах вижу только одну милость Господню ко мне, подающую мне благовременную помощь.

Эту благовременную помощь особенно реально я чувствовал и чувствую при благовести в церквах и по домам. Бывали случаи, что во время беседы я впервые в жизни своей выражал такие мысли и уроки, какие ранее не приходили мне в голову. Часто я осязал в это время присутствие какой-то силы, которая внушала мне новые мысли, понятия и чувства, от которых я сам поучался и вдохновлялся.Чувствовал и теперь чувствую содействие благодати Божией в моём личном подвиге братолюбия и созидания братской Церкви, скажу откровенно, что на этом Святом и блаженном деле «обнищах зело». Я пришёл к сознанию своей немощи и безсилия творить сие дело без непосредственной помощи Божией, глубоко сознал правду слов Господа: без Меня или без Моего содействия вы ничего не можете созидать; но в той мере, как я сознал пред Господом свою личную немощь, и призываю себе на помощь Господа, в той мере я чувствую, что преисполняюсь благодати и силы Христовой, которая творит чрез меня новую жизнь, новое христианское общество – создаёт Филадельфийскую Церковь. А потому вместе со Святым Павлом «я ничем не буду хвалиться, как только немощами моими, да вселится в меня сила Христова».

Вся моя заслуга пред вами или подвиг мой состоит в том, что я не себя показую вам, а ясно выявляю вам Божественный лик Иисуса Христа. В отношении своём к Нему я люблю сравнивать себя с ослёнком, везущим на себе Христа, идущего во Иерусалим на вольное страдание. А потому и честь, и славу приписываю не себе, а Господу; ведь в то время, когда Господь ехал на ослёнке, Осанна кричали народ и дети не ослёнку, но Сидящему на нем.

Одежды свои постилали люди на пути и бросали ветви на дорогу не ослёнку, а Сидящему на нём Иисусу. Впрочем, фактически честью от народа пользовался и ослёнок, ибо по одежде и по пальмовым ветвям шёл не Христос, а ослёнок вступал своими ногами. Вот и я за то, что выявляю пред вами Иисуса, яко Царя и Бога, как Идеал вечной жизни, получаю от вас честь и похвалу, но всё же главная честь и слава да будет Господу нашему Иисусу Христу.

Слава Тебе Богу благодателю нашему, Слава Тебе!

В заключение скажу: я любил и люблю Братство по реченному, «братство любите». Какое же братство? Конечно, не фиктивное, только в мечте существующее, но братство реальное, братство, которое я сам создаю. О, как сильно люблю вас, братие; я глубоко уверен, что эта моя любовь к вам вечна, верю, что и по исходе моём из сего бренного тела я буду продолжать любить вас и помогать вам жить в любви, в единстве, по-братски*.

Материал подготовила Анна Дмитренко

* Источник: архив семей Пикиных, Брагиных и Беляевых

 

конец!