«Хочу я с небом примириться…»

05 марта 2013
В Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького 2 марта 2013 г. состоялся второй семинар из цикла «Русская литература XIX века в контексте христианской традиции»

В Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького 2 марта 2013 г. состоялся второй семинар из Преображенского содружества малых православных братств, студенты Свято-Филаретовского православно-христианского института. Также на семинаре выступили музыканты Тереза Степанян (фортепиано) и Татьяна Крылова (альт).

Во вступительном слове Анжелика Владимировна Шапурина отметила, что «в русской литературе XIX века М.Ю. Лермонтов стоял особняком. Это положение было обусловлено его крайним индивидуализмом. Индивидуалистическая позиция Лермонтова, воплощенная в его творчестве, шла вразрез с русской культурой: поэт всеми воспринимался как чужой, потому что никогда не мыслил себя частью в составе целого… Лермонтовское мироощущение стало понятно только в XX веке. Современному человеку рубежа веков с его трагическим чувством одиночества, потерянности Лермонтов оказался близок, созвучен. Изменилась сама оценка его творчества. Поэта перестали обвинять или оправдывать, он начал вызывать сочувствие… Мучительные попытки понять самого себя, найти свое место в жизни превращают Лермонтова и в «героя нашего времени».

В 1837 году Лермонтов ворвался в литературу со своим знаменитым стихотворением «Смерть поэта», посвященным Пушкину. И тем неожиданнее была его смерть спустя четыре года. Лермонтов в какой-то степени повторил судьбу Пушкина, но только в ускоренном ритме: две ссылки и смерть на дуэли. Как и Пушкин, Лермонтов – универсально одаренная личность. Он и поэт, и прозаик, и драматург, а еще замечательный художник и незаурядный музыкант.

Для чего Лермонтов пришел в литературу? Что он хотел сказать? Достоверные ответы на эти вопросы участники семинара попытались найти в его произведениях, где запечатлена история души поэта.

Дмитрий Мережковский, размышляя о трагедии лермонтовского Демона, заметил, что это «исполинская проекция в вечность жизненной трагедии самого поэта, и признание Демона:
Хочу я с небом примириться, -- есть признание самого Лермонтова, первый намек на богосыновство в богоборчестве.

В воспоминаниях современников и в литературоведении не существует единого образа поэта или единой рецепции его творчества. Тем важнее были выступления участников семинара, сделавших попытку представить широкий спектр мнений в контексте современной филологической науки, которая стремится преодолеть устойчивую тенденцию «приговоров» по отношению к творчеству М.Ю. Лермонтова. На этом семинаре удалось сделать главное – разбудить в сердцах участников и гостей живой интерес к личности и творчеству гениального поэта.

Следующий семинар пройдет в конце апреля по теме: «Ф.И.Тютчев: неразгаданный поэт».

А.Шапурина, Т.Крылова, Ю.Васильченко
А.Шапурина, Т.Крылова, Ю.Васильченко
Нет другого поэта, который так явно считал бы небо своей родиной и землю – своим изгнанием.
С.А. Андриевский
Елена Звягинцева
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще