Говорит свидетель отец Павел Адельгейм

Христианский мулла, свидетель Божьей правды и любви, великий святой, без вины гонимый священник — при жизни и после смерти его называли по-разному

«...При очень простом внешнем поведении у него было настоящее величие духа. Поэтому ему не нужны были ни особые одежды, ни сопровождение, ни автомобили».

«...Когда к нему приедешь — начинаешь на все смотреть с точки зрения вечности: чувствовался свет, мирный дух, то, что Господь всегда находился рядом с ним. Пришлет в лагерь короткое письмо с обычным, простым текстом — а как будто тучи на небе разошлись и солнышко засветило. Такое сильное благодатное действие было, даже на расстоянии передавалось».

«...За богослужением он всегда держался величественно. Очень заботился о качестве проповедей, был близок к поэзии, живописи, музыке. Говорил: «Мы — друзья церкви». А первенство в церкви знаете, как понимал? Для него это значило, что он имеет право первым за церковь умереть».

Эти воспоминания отца Павла Адельгейма о его разных духовных учителях — архимандрите Борисе (Холчеве), архимандрите Серафиме (Суторихине), архиепископе Ермогене (Голубеве) — прозвучали в Петербурге 11 декабря во время открытии выставки, посвященной убитому полтора года назад священнику. Многочисленные гости, друзья, знакомые, духовные чада отца Павла, слушая его голос, невольно думали о том, что все сказанное можно отнести и к нему самому.

Отец Павел и Петербург

В Петербурге многие знали отца Павла лично. Он часто здесь бывал, здесь учились его дети. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы в 1990-е годы он принял предложение своего архиерея митрополита Владимира (Котлярова), который перешел с Псковской кафедры на Петербургскую и предлагал ему настоятельство в кронштадтском соборе? Однако отец Павел остался там, где служил, а в Петербург просто приезжал, правда, довольно часто.

— Отец Павел сумел сохранить веру в евангельской полноте. Он не только искал Божью правду, но и творил ее вокруг себя, — сказала в начале вечера Юлия Балакшина, председатель петербургского Свято-Петровского малого православного братства.— Все, кто его знал, помнят его удивительное благословение, когда он не просто осенял человека крестным знамением, а обязательно целовал его в голову. В этом не было никакой искусственности, а было движение сердца, готовность принять в любви каждого человека.

Юлия Валентиновна рассказала, что организатор выставки, Преображенское братство, познакомилось с отцом Павлом еще в 1990-е годы. В Петербурге члены братства проводили вечер с участием отца Павла о его духовных учителях, который назывался «Господа ташкентцы», а затем — и выставку «Граждане Божьего Града» на ту же тему. Многие помнят, как на открытие той выставки приезжал отец Павел и сам проводил по ней первую экскурсию.

А теперь появилась выставка, посвященная самому отцу Павлу. Во многом она построена на материалах домашнего архива отца Павла. Его жена, Вера Михайловна, передала для нее вещи отца Павла и его духовных учителей, которые он бережно хранил у себя, — архиеп. Ермогена (Голубева), монахини Евгении (Миллер) и других. Уникальность выставки в том, что все обширные тексты ее стендов принадлежат только одному автору — самому отцу Павлу. Это слово свидетеля.

Петербург стал третьим городом, принявшим выставку. Впервые она экспонировалась в Пскове, в котором отец Павел жил и служил без малого сорок лет. Затем в течение почти трех месяцев выставку смогли увидеть москвичи, и вот теперь она открыта в петербургском музее Достоевского.

Свидетель Правды

О том, как связано имя отца Павла с известным писателем, сказала директор музея Наталья Ашимбаева:

— Отец Павел был не просто замечательным священником. Он был человеком высококультурным, часто говорил о литературе и в своих работах использовал литературные образы или приводил стихи. Я всегда обращала на это внимание в его публикациях.

Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства и первый проректор Свято-Филаретовского института, продолжил тему:

— Отец Павел был не просто правдоискателем, но сам вокруг себя утверждал жизнь по Божьей правде, по справедливости. По сути он взял на себя ответственность за то, чтобы не давать совершаться никакой неправде, лжи, злому компромиссу, предательству рядом с собой. Эту же проблему ярко описывает в своих романах Достоевский: какой может быть жизнь человека, если он не согласен со злом и каким образом это зло можно побеждать. Жизнь отца Павла — как раз такой подвиг. Он был свидетелем не только жестокой истории ХХ века, так полно отразившейся в его жизни, но и свидетелем той высшей Правды, которая в нем не умирала никогда. Этот опыт духовного пути отца Павла важен для каждого человека. Именно за такую духовную победу в христианстве почитались и почитаются святые.

Заупокойную литию, которая прошла прямо тут же в зале, у иконы Спасителя, возглавил клирик Санкт-Петербургской епархии священник Константин Костромин. По окончании молитвы отец Константин сказал:

— Отец Павел очень глубоко понимал задачи, стоящие перед церковью, и не боялся о них говорить, даже если они вызывали трепет или смущение у окружающих. Это относилось и к вопросу богослужения на русском языке. Девять лет назад я служил литургию вместе с отцом Павлом, а потом остался на крещении, которое он совершал. Я стоял и не верил своим ушам, потому что слышал текст, к которому не привык, и в то же время тот же самый, который я сам всегда читаю во время крещения. Это был потрясающий, высоколитературный перевод на русский язык. Я стал присматриваться, но в руках у него был обычный требник на церковнославянском языке. Потом он сказал, что переводит с листа.

Свидетельство жизни

Руководитель авторского коллектива выставки Светлана Чукавина провела для всех пришедших первую экскурсию. Она рассказала, как гордился отец Павел тем, что является прямым носителем церковной традиции, идущей от патриарха Тихона: его духовник вл. Ермоген (Голубев) был рукоположен патриархом.

Гости вечера услышали удивительную историю строительства храма в узбекской глуши во времена, когда нельзя было даже косметического ремонта в храме сделать. А отец Павел построил прекрасный кирпичный храм, облицованный изнутри мрамором, и привез туда иконостас XVIII века, оставшийся после разрушенного московского храма. Именно там, в небольшом городке Кагане под Бухарой местные мусульмане, помогавшие отцу Павлу со строительством храма, называли его христианским муллой: они приходили к нему с просьбой помолиться об их нуждах.

Затем — лагерь, покушения на жизнь, в тридцать три года тяжелая инвалидность. Но и после лагеря он продолжал служить, привлекать людей в церковь живым словом проповеди. А с 1988 года, как только появились первые надежды на изменения положения церкви в стране, отец Павел развернул широкую деятельность: для начала открыл приют для детей-сирот с психическими заболеваниями. Это произошло почти случайно: его попросили пристроить двоих таких детей в монастырь. Конечно, они остались жить у него дома, а затем к ним присоединилось еще восемь детей. Отец Павел построил храм при детской психиатрической больнице в Богданов под Псковом, открыл общеобразовательную школу регентов при храме Жен-Мироносиц, который он вместе со своей общиной восстановил из руин. В школе была не только теплая домашняя обстановка, но и очень хороший уровень образования — однажды она  даже победила в конкурсе среди малых школ.

— У отца Павла с детства были грустные глаза, — сказала Светлана Олеговна. — Он вспоминал, что с детских лет не знал ни одной семьи, которая не пострадала бы от советских репрессий: в самом начале своей жизни он столкнулся с настоящим злом.

Но, наверное, самые тяжелые страдания отец Павел пережил не в казахстанской ссылке и не в советском лагере, а в последние двадцать лет жизни, когда его правящим архиереем стал ныне здравствующий митрополит Евсевий (Саввин). С его приходом все начинания отца Павла были сведены к нулю. Он начал серьезные гонения на неугодного клирика, которые еще больше усилились после выхода книги «Догмат о церкви». В этой книге отец Павел анализировал современную церковную ситуацию. Во многих церковных кругах эту книгу поддержали и приняли, но только не в псковский архиерей, целиком принявший ее на свой счет.

Одно из последних судебных дел отца Павла, которое он вел с большим терпением и не оставил до конца своих дней, была борьба с новым приходским уставом, выработанным в 2008 году. Отец Павел называл этот устав «смерть приходам», обоснованно считая, что он не отвечает ни законам светского государства, ни церковным канонам. В этой борьбе отцу Павлу помогали преданные члены его прихода.

Отец Павел не писал теоретических работ — все его размышления рождались из практики церковной жизни. Его высказывания, будь то о народе Божьем и Божьей правде или о церковном суде, о свидетельстве в церкви или о ее дальнейших перспективах жизни, интересны и доступны любому мыслящему человеку.

Выставка продолжит свою работу до 19 января. Запись на экскурсии по телефону: 8-960-270-52-81.

Анастасия Наконечная
Фото Игоря Хмылёва и Игоря Феденко
загрузить еще