21 октября усилиями сотрудников тульского отделения общества «Мемориал» при участии членов Иоанно-Предтеченской общины Преображенского братства, студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, краеведов, историков и просто интересующихся в Тульской областной библиотеке была проведена встреча памяти видных богословов своего времени – братьев о. Димитрия и Сергея Глаголевых.
Ведущий вечера Андрей Клочков, член правления тульского «Мемориала» открыл встречу, передав слово заведующей Крапивинского отделения музея «Ясная Поляна» Ольге Веневцевой. В своем сообщении она, опираясь на воспоминания Сергея Сергеевича Глаголева, обратила внимание собравшихся на быт уездного города Крапивна Тульской губернии, где росли братья Глаголевы. Их отец прот. Сергий Глаголев более 50 лет был благочинным уезда. Рано овдовев, он не оставил своего служения, но стал одним из самых влиятельных людей города. Ольга Сергеевна отметила его вклад в земское движение, а также то, что о. Сергий собирал в своем доме круги местной интеллигенции, обсуждавшей все новые течения в мировой науке и культуре. Эти собрания, по воспоминаниям Сергея Сергеевича Глаголева, порой отличавшиеся «некоторым чудачеством и восторженностью со стороны гостей по отношению к новым веяниям», оказали влияние на братьев Глаголевых. Именно дом благочинного стал местом собирания таких кругов, хотя в уездном обществе того времени уже набирали обороты течения «толстовцев» и «пашковцев». По поводу самого великого земляка – графа Толстого – Сергей Сергеевич отметил, что они знали его еще до его мировой славы, а потому воспринимали его скорее как барина и сотрудника по земству. Также Ольга Сергеевна рассказала, что при живом интересе к научной и гуманитарной мысли, о. Сергий и его сыновья сохраняли внутреннюю и непоколебимую, при этом совершенно непоказную преданность православию.
Более подробно об отношении Сергея Глаголева к графу Л.Н. Толстому рассказал председатель тульского отделения «Мемориала» Сергей Львович Щеглов. Глаголев считал Толстого «еретиком» в его отношении к церковному учению и общественному устройству, а потому полагал, что все идеи великого земляка ни к чему хорошему привести не могут. При этом, по мнению Сергея Сергеевича, основным посылом творчества графа было искание истины.
Сообщение Виктора Авилова, члена Иоанно-Предтеченской общины, было посвящено жизни и научному наследию Сергея Сергеевича Глаголева. Докладчик начал с рассказа о вкладе выпускников Тульской духовной семинарии в богословскую науку и церковную жизнь России на рубеже XIX-XX веков. Среди них можно вспомнить, помимо героев вечера, митр. Евлогия (Георгиевского), прот. Константина Аггеева, профессора П.В. Тихомирова и других. Научная карьера Сергея Сергеевича развивалась очень бурно: уже к тридцати годам он стал экстраординарным профессором Московской духовной академии, с 1894 г. активно участвовал в европейских конференциях. В частности, в 1900 г. его избрали вице-президентом Всемирного конгресса религий в Париже, в котором участвовали представители различных научных кругов, как богословских и философских, так и естественно-научных.
Тема совмещения науки и религии была для Сергея Сергеевича одной из самых горячих. Для него не существовало какого-то значительного разрыва между ними. Для того, чтобы глубже раскрыть свой подход к этой проблеме, ученый часто обращался к теме происхождения человека и происхождения религии. Вопрос антропологии был для него важнейшим. В своих исследованиях профессор использовал все последние данные светской науки, не допуская тенденциозного отношения. При этом, как отмечают исследователи, Сергей Сергеевич был ближе к православной антропологии, чем его коллеги по академии, хотя, в отличие от их трудов, его работы не были перегружены цитатами из Писания и святых отцов. В 1917-1918 годах Сергей Глаголев участвовал в работе Поместного собора Православной Российской церкви. К сожалению, после Октябрьского переворота и роспуска духовных школ его труды оказались не востребованы в нашей стране, и, после периода гонений, в 1937 г. в Вологде он был расстрелян.
Следующие два доклада были посвящены старшему брату – о. Димитрию Глаголеву, последнему настоятелю Спасо-Преображенского собора г. Тулы, снесенного в 1930 г.
Нина Глаголева, исследователь жизни братьев, рассказала биографию о. Димитрия. Он решил последовать примеру отца, став священником, а также достиг немалых успехов в научно-богословской сфере. В частности, в 1913 г. вышел его двухтомный «Православный богословский энциклопедический словарь», переизданный в 1992 г. До революции он проживал в Туле, где был членом Тульского археологического товарищества и председателем совета Тульского епархиального Иоанно-Предтеченского братства. О. Димитрий преподавал не только в духовных школах, но и в Ярославском Демидовском лицее до 1918 г. Позже он переехал в Тулу, где жил в доме своего шурина – известного врача, основателя первого в России вытрезвителя, Федора Сергеевича Архангельского. В конце выступления Нина Александровна прочитала стихотворение Сергея Сергеевича Глаголева «Спутники жизни», посвященное погибшему брату и почившему отцу.
О служении о. Димитрия в качестве настоятеля Спасо-Преображенского храма рассказала Татьяна Юдина, член Иоанно-Предтеченской общины. Поводом для ареста и последующего расстрела было то, что о. Димитрий и ближайшее его окружение попытались воспротивиться закрытию и уничтожению одного из лучших храмов города. И хотя никаких политических заявлений о. Димитрий не делал, в 1930 г. было открыто дело, согласно которому власти постановили его расстрелять, а двоих «подельников» отправить в ссылку. Точное место захоронения пастыря и мученика до сих пор не известно.
В конце встречи собравшиеся поблагодарили докладчиков, отметив, что их выступления содержали много новых фактов.
Ни для кого не секрет, что история ХХ века в нашей стране представляет цепь трагических событий, приведших к разрыву связи поколений прежних эпох и современности. Каток истории прокатился по жизням конкретных людей, зачастую выдающихся личностей, потеря которых является невосполнимой для всего русского народа, церкви, общества, науки, культуры и т.д. Поэтому так важно знать о людях, успевших внести значительный вклад в наше общенациональное наследие.