Мы отправились в небольшое село Мурзинка, расположенное на реке Нейва, в Пригородном районе Свердловской области, в 100 км восточнее Нижнего Тагила. Здесь расположен минералогический музей, организованный в честь знаменитого ученого, академика А.Е. Ферсмана.
В путешествии была особая цель – погрузиться в самобытную историю и культуру края, где мы живем, ведь известно, что Урал издавна славился самоцветными богатствами и золотыми жилами. Недаром именно на этой земле родились сказы Бажова, которые он собирал по местным деревням и селам. Кстати, для большего колорита по пути мы слушали аудиопостановку «Малахитовая шкатулка». Также мы хотели все вместе поразмышлять, а где сокровище наше?
Село Мурзинка основано в 1639 году боярским сыном, а названо по имени остяцкого князя Мурзина. Мурзино-адуйская часть самоцветной полосы насчитывает более чем 300-летнюю историю, начиная с 1688 года, когда Михайло Тумашев отыскал близ Мурзинской слободы на реке Нейва цветные каменья и объявил об этом в Москве в Сибирском приказе.
В районе Мурзинки расположено несколько минеральных копей. Здесь встречается берилл, топаз, турмалин, аметист, морион, кордиерит, корунд, аметист и рубин. Сами копи никогда особо не давали драгоценных камней для огранки, но славились великолепными штуфами с альбитом, аквамарином и синевато-зеленым турмалином. Все эти камешки взрослые и дети смогли подержать в руках, внимательно рассмотреть, даже что-то увезти с собой.
Знакомство с мурзинскими копями мы начали с экспозиции музея. Двухэтажный, расположенный в здании бывшего храма, музей имеет огромную коллекцию минералов, кристаллов и самоцветов. Также его экспозиции повествуют о жизни и быте основателей села. Их история очень переплетается с историей жизни бажовских рудознатцев и золотоискателей. Те же заботы, те же беды и радости, даже схожие судьбы и имена – дед Слышка, Степан, Никитка, Тюнша…
Детям удивительно было видеть, как жили их предки, чем занимались, что изготовляли, продавали, из-за чего ссорились, мирились, как попадали в крепость и освобождались, выкупались из нее. По следам судьбы Степана из «Малахитовой шкатулки» поразмышляли о крепостном праве на Руси.
Настоящим квестом стал поход на копи Тальян в лесу.
Долго шли по горам и лесным тропам: все перерыто, кругом взгорья, бугры, ямы и ямищи. По пути осматривали бывшие рудокопные и самоцветные шахты. Местный житель-экскурсовод дед Сергей, рассказывал нам о том, кто и как здесь трудился, что находили.
«Не зовите, – говорит, – их драгоценными камнями, так их называют те, кто их продает и покупает. Мы не так, для нас это – самоцветики, с любовью мы их величаем». По этой причине и скакать, кричать в лесу не разрешил, чтобы «самоцветики можно было услышать».
Рассказал и об истории названия копи. Копь Тальян, которая находится непосредственно на северной окраине села – одна из самых известных аметистовых копей Мурзинского района. Была открыта в 1768 году мастерами-итальянцами братьями Тортори, участниками экспедиции российского генерал-майора Я. Данненберга. Вот и осталось название «Тальян» от искаженного местными горщиками слова «итальянец». Надо сказать, что до сих пор у местных жителей живет в сердце обида на «тальянцев», которые «выпотрошили нашу земельку, да и увезли самоцветное богатство наше в Италию», рассказал дед Сергей.
Кстати, именно благодаря ему, мы и сами попытали счастья в роли старателей. Завел нас дед Сергей на копь Тальян, дал в руки кирку, да и сказал, «здесь копайте, здесь копь аметистов». Что скажешь, начали копать. Стали попадаться и камушки разные, в том числе, аметисты, не много и не большие, но попадались. Вскоре дети заметили, что надо ходить за дедом Сергеем, как за Серебряным копытцем Бажова, потому что где он ни пройдет, там и камешек встретится…
Конечно, центром встречи были не наши аметистовые старания, хотя камней набрали не мало, а совместное размышление – а где сокровище наше? Что такого ценного, драгоценного имеем сегодня в жизни мы? С чем и за что мы можем или не можем расстаться? Вспомнили и еще одну героиню Бажова – Аленушку, из повести про Ермака. Как всю жизнь жила она любовью одной к «лебедю» своему Ермаку Тимофеевичу, ждала его, ни за кого замуж не пошла, верность хранила, да так и умерла, узнав о его гибели. Верность и любовь были ее главные сокровищами в жизни.
Поход был организован Детским Духовным центром «Крылья» совместно с родителями Свято-Екатерининского малого православного братства (Екатеринбург).