Протоиерей Алексий Кульберг, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии, подводя итоги выставки, поблагодарил ее авторов и заметил, что выставка не просто просуществовала какое-то время, она это время прожила. Отец Алексий подчеркнул, что, попадая на выставку, человек соприкасается с опытом стояния в вере, стояния за Христа:
– Мы понимаем, что можно многим поступиться, но Христос и Церковь Христова – это тот сосуд кровеносный, от которого оторваться нельзя. Я считаю, что такой урок нам эта выставка преподнесла.
Протоиерей Олег Шилков, руководитель ДПЦ «Царский» в своём слове также поблагодарил Свято-Екатерининское братство за проведение выставки и обратил внимание присутствующих на тот факт, что за время советской власти не просто уничтожались ценности. Он отметил, что власти пытались переформатировать человека, и это сказывается до сих пор. Отец Олег подчеркнул, что для каждого современного человека важны следующие вопросы: насколько человек любит свою страну и готов ли он активно участвовать в жизни страны, чтобы преодолевать советское наследие.
Среди гостей выставки в этот день были историки Алексей Мосин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Екатеринбургского миссионерского института, и Светлана Быкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения Уральского федерального университета.
Алексей Геннадьевич и Светлана Ивановна сошлись во мнении, что выставка, посвященная изъятию церковных ценностей актуальна не только для православных христиан, она имеет ценность и для светского человека. Алексей Мосин предположил, что для кого-то приобщение к этой истории может стать мостиком к вере.
– Проведение подобных выставок важно для нашей общей исторической памяти. История церкви – это часть истории общества и государства, очень важная составляющая истории их взаимоотношений, – сказал он.
После экскурсии гости проследовали в конференц-зал ДПЦ «Царский» для просмотра фильма «Александро-Невское братство». В своем вступительном слове Олег Глаголев, один из авторов фильма, журналист, председатель Свято-Екатерининского малого православного братства, сказал, что авторской группе было важно найти ответ на вопрос, что церковь могла противопоставить агрессивной советской власти.
– Оказалось, что только деятельная любовь к ближнему может быть гарантом сохранения и умножения веры, – подвел итог своим размышлениям Олег Олегович.
После просмотра фильма между организаторами этого события и гостями состоялась беседа. Звучали размышления о том, являются ли братства отражением самой природы церкви, или это форма церковной жизни, которая возникает в ответ на сложные обстоятельства времени. Также обсуждалась проблема недоверчивого отношения к самому слову «братство» в современном российском обществе и поднимался вопрос, каким образом это отношение можно изменить (если вообще стоит этим заниматься).
Светлана Быкова отметила, что проблема недоверия к разного рода ассоциациям, не только церковным, но и светским, является серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества.
– В российской традиции мы встречаем отсутствие желания и опасение поддерживать публично демонстрируемые связи друг с другом по интересам и, тем более, по вере, – сказала Светлана Ивановна. – Потому что всегда эти контакты вызывали опасения, в первую очередь, у власти. И общество, которое всегда испытывало перед властью либо трепет, либо страх опасалось эти контакты сохранять и поддерживать.
Светлана Ивановна обратилась в своем размышлении к XVIII веку:
– Можно вспомнить историю Вольного экономического общества и Екатерины II, которая заявила, что если они будут существовать, то должны быть благонадежны. Каждая иная мысль, которая не согласуется с официальной идеологией, рассматривается как опасная. Страх быть наказанным государством сохраняется и передаётся из поколения в поколение.
Завершая свое размышление, Светлана Ивановна сказала, что существование братств в современном обществе необходимо, потому что в братстве возможны доверие друг к другу и интерес к другому человеку. Именно это в разные времена уничтожалось при помощи репрессий. Существование братств важно не только с точки зрения деятельности, но и с точки зрения близости отношений, и может стать примером для других.
Выставка «Non licent vos esse. Не должно вам быть» посвящена 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей и с 2012 года была показана в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске и многих других городах России. В Екатеринбурге выставка была организована Культурно-просветительским центром «Преображение» (г. Москва), Свято-Екатерининским малым православным братством при поддержке Екатеринбургской епархии.
Анна Ребасс
Фото Никиты Демидова
Александро-Невское братство возникло в Петрограде в 1918 году для защиты от разорения святынь Александро-Невской Лавры. Братство было физически уничтожено советской властью в конце 1930-х годов, но за 20 лет своего существования успело стать центром церковной жизни северной столицы, воспитало несколько поколений глубоко и искренне верующих людей, в условиях гонений сохранило суть жизни Церкви – «братское общение в благодати».