Непростая тема истории «неперемолотых» политическими репрессиями притягивает к себе внимание архангельских братств со времени открытия в 1998 году в притворе храма экспозиции, посвященной не только истории храма Сретения Господня – одного из двухсот в стране, ни разу не закрывавшихся, но и рассказу о тех верующих людях, которые защищали Церковь, вдохновляя прихожан исполнить свое обещание и не допустить осквернения дома Божьего.
В 1918 году, когда во время храмового праздника епископ Пинежский Павел (Павловский) задал прихожанам вопрос: «Неужели, друзья мои, вы можете допустить, что этот святой храм будет уничтожен, что вы когда-нибудь устроите здесь театр или что-нибудь подобное?» Ему ответили: «Никогда не допустим!» И не допустили…
Сам епископ Павел (Павловский) пал жертвой большевистского террора. На богослужении в 1918 году ему сослужили два будущих мученика: священник Федор Тамицкий и отец Александр Лыткин. Удивительно красивые и достойные люди. Каждый раз, рассказывая о них на экскурсии, видишь, как изменяются лица людей, светлеют, разглаживаются, успокаиваются, утишаются… Что это? Свет, проникающий в душу и сердце, неожиданное чудо, которое совершается помимо воли самого человека. Вот и 28 октября на выставке в притворе Свято-Сретенского храма тихо стояли гости, пораженные вдохновенным свидетельством старейшей прихожанки 83-летней Александры Дмитриевны Дружининой, которая признавалась в любви Богу и родному храму, в который она бежит «быстрее молодых».
Продолжением экспозиции 1998 года стала выставка об опыте духовного сопротивления на Русском Севере в XX веке, созданная в преддверии 30 октября – Дня памяти жертв политических репрессий. Она родилась благодаря проекту «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления в XX веке», который прошел в нашем городе в феврале-апреле 2012 года. Организаторами выставки выступили Екатеринбургская православная духовная семинария и Преображенское содружество малых православных братств.
На плакатах отражены важные моменты жизни духовенства и мирян Архангельской епархии в ХХ веке: «Судьбы храмов Архангельской епархии в годы установления советской власти»; «Судьбы священнослужителей Архангельской епархии в годы установления советской власти»; «Места памяти жертв политических репрессий в Архангельской области»; «История Лявлинских захоронений»; «История города-лагеря Северодвинска»; «История кафедрального Свято-Троицкого собора – духовной доминанты города»; «Храм, который никогда не закрывался. Судьба Свято-Сретенского храма с. Заостровье»; «Отец Павел Флоренский»; «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)»; «Житие настоятеля Троицко-Кузнечевской церкви священномученика протоиерея Николая Родимова».
Холодный, промозглый день, неблизкое и незнакомое для многих Заостровье… и около шестидесяти гостей. Люди внимательно изучают планшеты, где не просто рассказано о трагических годах установления советской власти на Севере, а явлено свидетельство о жизни по вере тех, кто, несмотря ни на что, всегда поступал по совести. Многих гостей потрясает история сопротивления властям прихожан Сурского подворья, кто-то с удивлением или негодованием рассматривает планшет о разрушении главного храма Архангельска – Свято-Троицкого собора, который пытались защитить многие известные люди нашего города, в частности, Иустин Сибирцев, один из учредителей Архангельского церковно-археологического комитета и при нем Музея древнерусского искусства (древлехранилища).
Огромный интерес вызвал материал о храмах Архангельска. Ведь неслучайно академик И. Грабарь считал Архангельск одним из 13 достопримечательных «городов-музеев». В нем на 1919 год – 45 тысяч жителей и 30 храмов; на январь 2012 года – 355 с лишним тысяч жителей и 10 церквей. К 1937 году уничтожены все соборы, большинство церквей разрушены или превращены в склады, дома культуры, зернохранилища, коровники. В начале 1920-х годов в Архангельской губернии национализировано 16 монастырей, произведено 60 вскрытий мощей. Не случайно в те годы в сердце одного из жителей Архангельска родились слова молитвы-плача, взывающей к состраданию:
«Стонам измученной, стонам истерзанной Русской земли,
Воплям замученных пытками адскими, Боже, внемли!
Силой Всевышнего, дерзких карающей, даруй, Христос,
Родине нашей спасенье, погибнувшей в море от слез.
Ты, Всеблагий и Всевидящий, ведаешь раны ее,
Да приклонится ко гневу священному сердце Твое.
Храмы Твои под бесстыдные игрища сданы в Кремле,
Лик Твой благий запретили отступники Русской земле!
Хуже язычников мучат служителей Церкви Твоей,
Слово Евангелия жаждут, безумные, скрыть от людей.
Силой антихриста, силою дьявола Божьих овец
Аду предали, отторгнув от истинной Церкви, Творец.
Русь опозорили! Господи, ведаешь скорби ея, –
Да преклонится ко гневу священному ревность Твоя!»
Подлинным свидетельством о Христе стали материалы о святителе Луке (Войно-Ясенецком) и отце Павле Флоренском. Я заметила, что один из гостей фотографирует слова из завещания о. Павла Флоренского своим детям: «Самое главное, о чём я вообще прошу вас, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Остальное – либо подробности, либо второстепенное… Не ищите власти, богатства, влияния. А иначе станет вам скучно и тягостно жить… Старайтесь чутко прислушиваться и вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлёт как нуждающихся в помощи. Будьте добры и щедродательны… Не завидуйте. Это измельчает дух и опошляет его… Не осуждайте. Смотрите на своё собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте всё, что делаете, не для других, а для себя самих, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекла мимо вас без значения и содержания».
— Неужели это правда? – спрашивают люди, услышав о том, что первый советский губернский лагерь принудительных работ (ЛПР) на Севере появился в Шенкурске и к началу 1921 года в губернии действовало пять ЛПР: Архангельский, Исакогорский, Пертоминский, Соловецкий и Холмогорский. Создателям выставки важно было показать, что именно сейчас жизненно необходимо восстановление памяти, чтобы пробуждать веру в человеческое достоинство. Именно поэтому большой интерес вызвали материалы о местах памяти жертв политических репрессий в Архангельской области и тех людях, которые живут этой темой как воздухом, создавая музеи, собирая свидетельства силы духа, стойкости и мужества. Потому так современно звучат строки из «Оды народу» Иосифа Бродского, высеченные на памятнике репрессированным, установленном к 110-летию поселка Коноша:
«Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час, зажимающий зерна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти».