Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры христиане!
Сегодняшняя суббота не просто день покоя, сегодня Великая суббота. «Сия суббота есть преблагословенная», потому что в ней Христос, уснув, восстает из мертвых. Да, дорогие братья и сестры, если отринуть все мифологемы, если считать их лишь провозвестием и знаками надежды, то перед нами разверзается бездна Тайны – Тайны Христовой Смерти.
Ветхий Завет имел в себе надежду, и в этом был его величайший потенциал и величайшее значение. Конечно, эта надежда была еще несовершенной, и даже то пророчество, которое мы сейчас слышали – о сухих костях, которые должны соединиться друг с другом, наполниться духом и восстать, являя воскресение, – скорее говорит нам не столько о надежде воскресения, сколько о надежде воскрешения. Народ Божий не должен был умереть, он должен был выжить именно как Народ Божий, но это было еще не воскресение, это было лишь воскрешение, потому что, подобно Лазарю четырехдневному, подобно другим воскрешенным до Христова Воскресения, этот народ, даже восстав и воскреснув и уйдя из рабства и плена, остался смертным, остался еще непричастным лично к вечной Жизни.
Но надежда была. И сегодняшний день – это знак надежды. То отпевание Спасителя, в котором мы сейчас участвовали, – это великолепный чин, являющий собой эту надежду. Христос воскресает и уже не умирает. Христос воскресает в теле духовном – не в том душевном теле, которое Он оставил на кресте и потом в гробнице, а в теле духовном. Преобразилось ли тело душевное в тело духовное неким особым мистическим или энергийным актом? Мы точно не знаем. Или духовное тело было дано Господу, потому что Он пошел к Отцу, облачившись в новую одежду? Здесь много тайн, но мы знаем одно: Христос воскрес в духовном теле и уже не умирает.
Пока что это знание лишь предчувствуется нами в нашей вере и в нашей надежде, в нашей любви к Богу, ко Христу, друг ко другу, ко всем ближним. И всё, что касается дел земных, тоже должно обретать надежду. Это актуально для нашего народа, для нашей страны, особенно в нынешнее время, когда так же, как когда-то, народ погиб, погибла страна – величайшая страна мира по своей территории, по своему потенциалу. И сейчас по-человечески тоже никаких надежд на воскресение нет. Однако, как замечательно сегодня было сказано в проповеди, Бог может дать новые силы, новую жизнь. И чудом Божьим может произойти то же воскрешение, которое когда-то произошло в малюсеньком народе, возжелавшем прославить Бога, вернувшись к Его путям, к Его заповедям. Но даже если наш народ воскреснет и будет иметь такое же будущее, это все равно еще не будет воскресением, это будет лишь воскрешением, потому что всё, что на земле имеет начало, как известно, будет иметь и конец.
Однако мы с вами надеемся не просто на воскрешение, мы еще надеемся и на воскресение, прежде всего, Воскресение Христово. Эта наша надежда хотя и стоит твердо, но всё же требует дальнейшего укрепления, потому что мы мало опираемся на эту надежду в своей конкретной жизни, когда мы принимаем жизненные и особенно духовные решения. Мы всё по-прежнему, в лучшем случае по-ветхозаветному, думаем, что мы своей человеческой силой или уж в крайнем случае особо тщательным исполнением закона, преданий, обрядов достигнем цели воскресения – воскресения общего, которое невозможно без Воскресения Христова.
Нам всем нужно укрепляться в надежде. Из года в год я смотрю, как немного народу приходит в субботу утром на эту службу, посвященную надежде на Воскресение Христово. Это всегда малюсенькое количество людей, несоизмеримое с тем морем, которое было здесь вчера и позавчера. И так везде. Житейские обстоятельства оказываются сильнее, желание устроить получше праздник и свою земную жизнь оказывается важнее, немощи человеческие превозмогают – и люди остаются без укрепления надежды. Если бы мы могли заглянуть в ту адскую бездну, которая разверзается под действием смерти, мы бы громко возопили и возжелали бы обновления своей веры и надежды.
Миф о сошествии Христа во ад после Своей смерти на кресте – миф замечательный – остается очень красивой идеей, красивой картинкой, но смысл в ней может быть только если в нас есть надежда на живое Воскресение Христово и на воскресение всеобщее, т.е. на победу Христа, совершенную на Кресте и в Воскресении. А эта надежда не берется из пустоты, она не дается в придачу. Нужно усилие – но усилие совершенно особого рода, совсем неординарное усилие – от каждого из нас, чтобы разрешились скорби смертные, чтобы ад восстенал и закрыл свою пасть. Нужно всеобщее единение в вере, надежде и любви, и единение крепчайшее, отнюдь не зависящее от частных, личных отношений, от слишком земных и скоропреходящих вещей. Как часто мы предаемся именно этим вещам и усилия воскресения в надежде на Воскресение Христово не совершаем! Если в человеке нет Божьей надежды, надежды Христовой, то он никогда не раскроет в себе Тайну Воскресения Христова, для него это будет некий обман – может быть, психологически привлекательный, успокаивающий, но всё равно обман.
Еврейские первосвященники и фарисеи не поверили Христу, не верил во Христа и Пилат, хотя, видимо, хотел поверить. Лишь ученики Христовы имели в себе веру и, как потом оказалось, пусть не без труда и колебаний, но смогли реализовать эту свою веру и надежду и принять новое откровение – откровение новой, вечной Жизни. И они смогли не только принять его, но и рассказать другим – пусть иногда немножко сбивчиво, но ведь они не знали, как сказать, как донести это откровение до других. Иногда у них тоже мешается, путается в одном рассказе и истина Воскресения Христова, и истина Христова воскрешения; иногда из их рассказов не ясно, о чем именно идет речь, хотя, конечно, главным у них всегда остается явление истины Воскресения.
Не будем смущаться оттого, что у нас действительно порой не хватает слов и силы мысли и чувства, чтобы хоть как-то рассказать о том, что делает Бог со Своим народом, со всеми людьми. Богоявление, произошедшее на кресте Христовом и в дальнейшем не оставлявшее Его учеников, всегда есть Тайна неизреченная. День сегодняшний – не просто день покоя. Это день надежды на преодоление Смерти, день надежды на силу Божью, совершающуюся в немощи.
Аминь.