Александра Алексеевна Ершова (урожд. Штевен) родилась в 1865 году в селе Смирново Арзамаского уезда Нижегородской области в дворянской семье. В конце XIX века была известна по всей России как педагог, которая поставила в центр своей педагогической деятельности христианское образование и воспитание крестьянских детей. Она открыла более пятидесяти школ грамоты* в Нижегородской губернии России в 1885–1895 годах.
Преподавание всех немногочисленных предметов в ее школах было согласовано с первоочередными задачами – дать ребятам «знание православной веры и поднять национальное чувство».
Александра Алексеевна вводит в школьную программу чтение Евангелия. Ежедневно со старшими учениками она читала по одной главе из Евангелия по-славянски, потом ребята ее же читали по-русски и пересказывали, а затем она давала подробное объяснение прочитанного. Ребята получали нужное им духовное назидание и знакомились «с первыми живыми примерами подвижничества и человеколюбия», им становился «знаком и дорог образ Христа».
Также она вводит в учебную программу своей школы уроки истории отечества и церкви. Главная цель – с помощью полученных исторических знаний «выработать, обосновать, закрепить и защитить от возражений и нападок определенное, твердое православно-христианское мировоззрение». Причину народного неверия и отрицания, легкомыслия и безразличия она видела в невежестве и недомыслии, в недостаточном знакомстве «с основами нашей веры, с ее историей, с ее речью, значением и влиянием в общей истории и современной жизни». История отечества для Александры Штевен была также неотделима от истории церкви и жизни «всех подвижников и тружеников», во всех делах и переживаниях которых «сияет перед нами свет Христовой веры и подаются назидательные примеры».
Педагогическая деятельность Александры Алексеевны была замечена и признана и в церковных, и в общественных кругах. В январе 1894 года А.А. Штевен была избрана почётным членом Братства Св. Георгия, а в мае того же года по представлению Епархиального Училищного Совета, награждена Библией за рвение в «наставлении детей вере и благочестию по учению Св. Православной Церкви». Несмотря на это в 1895 году ей пришлось оставить школьную деятельность, по причинам связанным и с новым положением школ грамотности, и со сложными отношениями между церковно-приходской и земской школами.
В 1896 году она выходит замуж за помещика Михаила Дмитриевича Ершова и переезжает в Тульскую губернию. Жизнь ее изменилась на первый план вышли заботы о воспитании семерых родных детей, об управлении хозяйством имения, поддержка супруга в общественной жизни: в 1915 году Михаила Дмитриевич был избран Воронежским губернатором.
Но при этом как бы ни складывалась ее дальнейшая жизнь, она осознает для себя иное призвание в отличие от обычного для девушек будущего – замужества и семьи. «Счастье моё в чем-то ещё ином», – писала она в своем дневнике еще в отроческом возрасте, и это призвание, связанное с даром христианского просвещения она не потеряет и не оставит до конца своей жизни.
Александра Алексеевна оставила для потомков свои воспоминания, составленные в 1920-х‑ 30-х годах и свой архив: «Вполне еще возможен особый вид помощи людям – в виде передачи им всего пережитого и испытанного, в виде утверждения того, что пришлось увидеть и узнать. Нам всем нужно знать, что есть, и знать, что было». Это одна из главных составляющих ее духовного подвига – писать, мыслить, размышлять, записывать и хранить в то время, когда уничтожаются не только архивы, дневники и письма, но и уничтожаются их авторы и адресаты.
Важно сказать, что подробная биография А.А. Ершовой пока что не написана. Одно из последних открытий – это то, что Александра Алексеевна являлась пожизненным членом московского межприходского Братства Cвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которое было образовано в конце 1909 г. и просуществовало до 1917–1918 годов. В центре внимания Братства находились насущные вопросы жизни церкви – восстановление соборности, вовлечение мирян в богослужение и церковную благотворительность. Члены Братства активно участвовали в подготовке Поместного собора Российской церкви 1917-1918 гг., наиболее деятельные из них собирали силы церкви для противостояния гонениям безбожной власти.
Принципы жизни Александры Алексеевны после революции можно охарактеризовать двумя цитатами из ее дневника 1918 года. Первая цитата: «Лучше подвергаться опасностям, чем жить здесь "применительно к подлости"». Вторая: «Но я не отчаиваюсь. Когда меня удручают мои неудачи, мое бессилие и боль за близких и любимых, страх за них и за душевное их преуспеяние, я спрашиваю себя, верую ли я, – или не верую? И если верую, то как могу я чего-либо бояться или на что-либо роптать?».
Семья в 1918 году переезжает в Полтаву, в 1919 году умирает муж от тифа, погибает младший сын при несчастном случае, уходят старшие мальчики с белой армией сражаться за Россию. В июне 1920 года она отправляется из Полтавы через фронт для розыска своих сыновей. В прифронтовой полосе была арестована по обвинению в шпионаже и заключена в концлагерь в Харькове.
Когда человек оказывается в тюремных условиях, то в нем что-то раскрывается, с ним самим что-то происходит. И нет никакой гарантии, что раскроются самые лучшие черты. Александра Алексеевна смогла сохранить в себе не просто самые лучшие черты русского дворянства, русской традиции, русской души...
Перед лицом безбожной власти Александра Алексеевна исповедует веру во Христа, свидетельствуя о Боге, о жизни по вере. Именно вера помогает ей принять те тяжелые обстоятельства, в которых она оказалась. Харьковский концлагерь считался одним из самых жестоких лагерей, восемь месяцев А.А. Ершова пробыла в нем под угрозой расстрела. И при этом она никого не осуждает, но ценит всякое проявление человечности в каждом, не зависимо от того, кто перед ней – сокамерник или каратель. Сочувствие к людям, не знающим Бога, превалирует в ней над сознанием собственных несчастий, дает силы и в этих условиях говорить о своей вере, делиться ей.
«Знаю, Господи, почему Ты повелел мне испытать все это. Среди ада кромешного этой минувшей ночи, я чувствовала безграничное сострадание ко всем: к беспомощным жертвам и жестоким палачам, к немногим драгоценным хорошим людям и ко всем этим жалким, развращенным, бездушным существам в образе человеческом. Я чувствовала еще, что все виноваты во зле, заполняющем мир, и я тоже виновата, как и все, и должна безгранично каяться в своей греховности, в суетности, в слабости, эгоизме, гордости. Но то, что в нас, жалких и грешных, есть все же душа живая, бессмертная, и что есть веяние Духа над всей этой ничтожной, грешной плотью, и есть Промысел Божий над нами и страданиями нашими, и есть близкий нам Единый Безгрешный, Единый Спасающий – Христос-Избавитель, – это, кажется, никогда не чувствовалось мне так сильно, так явно. И, в конце концов, можно было только благодарить Всевышнего за все, за все!» – пишет она.
В лагере она ведет дневник, прекрасно понимая: если найдут – могут расстрелять. Но обладая исключительной внутренней свободой, она считала, что, если будучи в таких условиях она не может высказывать свои мнения и чувства, то должна их записывать: «Нельзя не иметь их, и нельзя им не проявиться если не так, то иначе, раз они есть».
Эти уникальные дневниковые воспоминания изданы, и они актуальны. Пока мы не узнаем правду о том, что пережила страна и народ, зло не назовем злом, а добро – добром, и за все совершенное зло не попросим прощения у Бога, мы не достигнем никакого примирения.
В 1922 году Александра Алексеевна с младшим сыном (два старших сына погибли, третий, 14 лет, был эвакуирован с кадетским корпусом за границу) и двумя дочерьми перебралась в Тульскую губернию, а затем в 1924 году – в Подмосковье и, наконец, в Москву.
С Александрой Алексеевной трое её детей: Марии 27 лет, Ольге 17 лет, Петру 15 лет. Они уже не маленькие, но её забота и помощь им особенно сейчас необходима. Главная ее помощь детям – это сохранение мира в семье. Не допустить грубости, цинизма, безразличия в отношениях между ними, которые привычны для многих.
Основная забота ее о детях – это её молитва, «забота она же молитва» так говорила её няня. Молитва о детях, об умерших, о стране. «Никакого выхода не придумаешь, – если не произойдет по воле Божьей то, чего мы не ожидаем» – пишет Александра Алексеевна. «Надо духом не падать. Как это сделать? Это одно важно. Господи, помоги нам!».
«Бывшим» в советской стране нет места. «…Мы, "господа", выброшены за борт и с трудом плывем за кораблем, – пишет она. Но при этом: «Мы ради пользы всех должны, без сомнения, оставаться сами собой – и понадобимся в свое время».
В эти годы она много переписывается со своими верующими знакомыми, друзьями, в том числе переписывается с эмиграцией, перечитывает свои дневники, пишет воспоминания, живо реагирует на происходящее.
В 1926 году в журнале «Красная новь» публикуется доклад Викентия Викентьевича Вересаева «К художественному оформлению быта (Об обрядах старых и новых)», в котором он изобличает старую мораль и отстаивает новую, советскую, при этом предлагает облечь ее в обряды со смыслом, красотой и поэзией: советские похороны, советские октябрины, советское заключение брака. В конце доклада – постскриптум: «Прошу читателей, – особенно, стоящих близко к жизни масс, – поделиться со мною своими соображениями по поводу мыслей, высказанных в этой статье».
Александр Алексеевна пишет Вересаеву смелое, откровенное письмо: «Ведь "новые мехи" нужны только там, где есть "новое вино". Ведь формы создаются там, где есть соответствующее содержание. А где Вы видите теперь в новом строе и новой жизни такое содержание, которое могло бы вылиться в соответствующие ему прекрасные образы и формы? Вся дивная, величественная красота нашего богослужения и обрядов создана красотой и величием известного богопочитания, – известных возвышенных и прекрасных человеческих убеждений и верований. Без возвышающих человека над миром животным и материальным религиозных верований жизнь его становится фарсом или безысходной трагедией. Среди бездны зол есть в этой жизни и добро, но одна лишь вера дает ему смысл и цель, просвет и надежду, победу и торжество. Во всяком случае, то, что теперь вокруг нас творится, не есть нечто новое, но есть упадок и огрубение; это – возврат к варварству, который и формы принимать может только самые варварские, грубые... Потеряны чувства благоговения и стыда, те два чувства, которые, по словам Владимира Соловьева, отличают человека от животных».
Александра Алексеевна Ершова остро переживает невозможность осуществления христианского научения: «У нас теперь разрушают, закрывают, отнимают церкви, угнетают и преследуют духовенство и людей, "активно" проявляющих религиозные убеждения; у нас отовсюду устраняют людей с религиозной "идеологией". Идет неистовая антирелигиозная пропаганда: в собраниях, в печати, в школах, в кино, по радио. И публичных возражений, гласной проповеди в обратном смысле почти не допускается. Множество людей никакой такой проповеди и никаких возражений против безбожия никогда даже не слышат. Дети, молодежь и многие вообще люди или совсем не думают об этих вопросах, или думают, что безбожие, материализм, "дарвинизм" и пр. установлены прочно, как дважды два четыре, а все остальное – вздор, бредни».
И она остро переживает свое бессилие. Из дневника 1927 года: «Я потеряла все свои способности: не могу говорить, не могу писать. А всё мечтаю: то о писании, то о том, чтобы говорить с людьми о вере христианской. Ради последнего, всё ищу сочувствующих, ищу руководителей и друзей, батюшек или мирян».
Но она не позволяет себе унывать, она думает, она трудится, она ищет. В неопубликованной записке «О некотором делании», датированной августом 1929 г. А.А. Ершова пишет: «Могут миновать гонения, – и проповедь, поучение должны будут широко развернуться и принять иные формы, чтобы действовать не на избранных только, а на все великое множество людей, теперь отпавших, равнодушных и даже враждебных вере и церкви. <…> Нужны, очевидно, новые формы и способы организации их религиозной жизни и деятельности. <…> …Работа эта очень нужна будет для просвещения громадного большинства, для людей инертных и равнодушных, колеблющихся и малодушных, для людей, которые ведь могут войти и должны войти, и в благоприятные времена входили во множестве в ограду стада Христова, чтобы жить Христовой истиной и жить по-христиански…».
Из записки А.А. 1930 года: «Никакие общие практические мероприятия в жизни нашей церкви в настоящее время, разумеется, не осуществимы. Но всегда, и теперь в особенности, нужно и полезно обсуждение и решение этих вопросов авторитетными лицами в отдельности, с тем, чтобы в надлежащее время их мнения и решения могли быть обнародованы, согласованы и осуществлены на деле. При всей несравненной красоте и богатом содержании, при глубокой обдуманности всех форм и выражений нашего церковного богослужения, следует, казалось бы, через известные промежутки времени, вновь со вниманием пересматривать все его подробности, чтобы оно при изменившихся обстоятельствах все же сохраняло живую связь с жизнью верующих и неотразимо могучее свое воздействие на души человеческие. Можно ли забывать о тех сотнях и тысячах людей, которые, может быть, много и усердно молятся в церкви, но лишь смутно и часто неверно понимают смысл Евангельских и апостольских чтений. Слова Евангелия и Посланий без сомнения должны быть поняты. Они должны врезаться в душу огненными чертами и жить, и действовать в ней, как семя, упавшее на добрую землю, в притче о сеятеле. Не следует ли читать в церкви Евангелие, Деяния и Послания по-русски? Или сперва по-славянски, но затем и по-русски? Не следует ли теперь в особенности вооружить верующих такими познаниями, которые помогли бы им защитить свои верования от обычных пустых нареканий и утвердить их на камне исповедания Христа?»
Александра Алексеевна пути возрождения русского человека и народа видела в новой проповеди веры христианской: «При виде всего, что творится вокруг, я в одном снова и снова убеждаюсь – что одно есть несомненное, нужное, правое дело – это новая проповедь веры христианской. Это одно может излечить хотя бы часть людей от заразившей всех душевной гангрены».
В воскресный день 29 октября 1933 года Александра Алексеевна при переходе через улицу была сбита машиной при невыясненных обстоятельствах. Похоронена в Москве на Миусском кладбище.
То, что ее наследие сохранилось свидетельствует о том, что молитвы ее были услышаны и приняты Богом.
Старшая дочь А.А. Ершовой, Мария Левицкая о своей маме писала: «Она видела все зло мира и часто повторяла слова апостола Иоанна "мир во зле лежит"». Но это не вызывало в ней ни озлобления, ни презрения к людям, а скорее жгучую скорбь о том, что они ушли от света, который она видела перед собой, и блуждают во тьме. Вся жизнь ее была стремлением по мере сил и разумения способствовать рассеиванию этой тьмы».
По материалам доклада Ольги Синицыной «Духовный подвиг А.А. Ершовой (05.12.1865–29.10.1933), просветителя и христианского педагога в годы безбожной власти» на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях.* Школы грамоты, к которым относились школы А.А. Штевен, можно причислить к разряду начальных элементарных крестьянских школ, открывавшихся в Российской империи до конца XIX в. в порядке частной инициативы. Как отмечают исследователи народного образования, «за недостатком официальных школ грамотность распространялась в народе путем домашнего обучения (в школах грамоты)». – Рубакин Н.А. Грамотность // Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Новый энциклопедический словарь. Т. 14. СПб., С. 712.