5 апреля 2015 начался новый цикл встреч в Преображенском содружестве: «Свидетели ХХ века» (история ХХ века через призму судеб выдающихся, но малоизвестных широкой публике людей). Открылся этот цикл встречей, организованной Покровским, Благовещенским и Введенским братствами и посвященной епископу Макарию (Опоцкому).
Выбор именно этого имени для первой встречи был, конечно же, не случайным. Владыка Макарий был не просто исповедником веры, мужественно свидетельствующим о Христе в условиях гонений атеистической власти, но и хранителем и продолжателем братской традиции, и потому его жизнь особенно близка Преображенскому Содружеству. Сейчас уже нет в живых никого из тех, кто лично знал владыку Макария, но сохранился (воистину чудом) архив братства. С некоторыми его материалами ознакомила собравшихся Александра Буданова (Покровское братство), сделавшая исследование наследия вл. Макария темой своей магистерской работы. И, конечно, центром встречи, бесценным сокровищем было живое свидетельство – фрагменты записи встречи 2012 года с Екатериной Ивановной Пикиной, последней из членов братства, сделанной за несколько месяцев до ее ухода.
Основные вехи биографии владыки Макария – знакомство с Н.Н. Неплюевым и его Крестовоздвиженским трудовым братством, служба в с. Велебицы Новгородской губернии, где он основал свое первое братство, епископская хиротония в 1922 году и письмо патриарху Тихону, в котором владыка просил благословения на служение епископа-катехизатора, братства, основанные в Череповце и Новгороде, аресты и ссылки – были уже знакомы многим из собравшимся.
Главный интерес вызвали материалы из архива братства, сохраненные Екатериной Ивановной: письма владыки, записи бесед, молитвы, духовные стихи, сочиненные сестрами из братства, простыми крестьянками. Удивило, насколько разные люди уживались вместе в братстве – и выходцы из крестьян, и сестры дворянского происхождения, которые, по выражению Екатерины Ивановны, «воспитывались с боннами». Александра вспомнила слова Екатерины Ивановны о том, как может профессор возлюбить уборщицу – только если оба они братья и сестры во Христе. Вот уж воистину – во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни крестьянина, ни дворянина.
Были зачитаны письма и проповеди самого владыки Макария. Очень часто эти слова казались обращенными и к нам. Так, в толковании на Евангелие от Матфея, где говорилось о просьбе учеников к Иисусу научить их молиться, владыка напоминал о том, что ученики, конечно же, имели в виду не тексты, но сам смысл молитв. А понимаем ли мы смысл молитвы – спрашивал он. Или разумеем под молитвой лишь выражение своих личных желаний перед Богом? Тогда нет ничего удивительного, что мы просим много и не получаем ничего, ибо смысл молитвы – возвышение наших чувств до чувствований, желаний и стремлений Самого Господа.
Столь же современно воспринималось письмо, написанное владыкой в ответ на жалобы одной из сестер на разногласия со старшим в братстве. Епископ Макарий говорил о том, что стремление к миру и согласию любой ценой может оказаться подменой, стремлением к удобной и бесконфликтной жизни. Ищите единомыслия и сочетанности со Христом, напоминал владыка, и тогда достигните единомыслия и сочетанности между собою. Эти слова, обращенные к членам «Богодарованной Семейки», кажутся адресованными и членам Преображенского Содружества.
Рассказы и чтение архивных материалов все время перемежались фрагментами из записи рассказа Екатерины Ивановны – было полное впечатление того, что и она, словно живая, участвует в нашей встрече. И ее последние слова на той записи – любите братскую жизнь, не бойтесь отдавать свое, молитесь за вашего духовного наставника – были точным и логичным завершением встречи.