Епископ-катехизатор и его братство

В Коломне состоялся разговор о братстве епископа Макария (Опоцкого)
В центре – ведущий круглого стола Виталий Черкасов, кандидат исторических наук, доцент Государственного социально-гуманитарного университета (Коломна)
В центре – ведущий круглого стола Виталий Черкасов, кандидат исторических наук, доцент Государственного социально-гуманитарного университета (Коломна)
В воскресенье, 25 марта в Коломне состоялась вторая встреча из цикла «Православные братства в истории и современности». Первая, прошедшая в феврале, была посвящена 100-летию воззвания патриарха Тихона: «Устрояйте духовные союзы…», и касалась братского движения в целом, эта же была посвящена братствам, устроенным епископом-катехизатором Макарием (Опоцким). Провели её Богоявленское малое братство из Коломны и Покровское из Москвы. На встречу в Коломну приехали московские братчики, причём не только те, кто был как-то задействован в круглом столе. Коломенцы пригласили своих друзей, родственников и знакомых. Священнослужителей Коломенского благочиния, как и в прошлый раз, представлял священник Александр Сирин, клирик Богоявленского храма г. Коломны.

Тон разговору задал фильм Олега Глаголева «Филадельфия» (Братолюбие) – о братстве епископа Макария (Опоцкого), который был связан с Крестовоздвиженским трудовым братством Н.Н. Неплюева, где и «заразился» на всю жизнь братским духом, хотя братства, создаваемые им в уже совсем других условиях, были совершенно другими и решали совсем иные задачи. Очень ценным свидетельством в фильме были воспоминания последней братчицы, Екатерины Ивановны Пикиной, ушедшей 28 декабря 2012 года. Нашим братчикам посчастливилось встретиться с ней, 90-летней, и взять продолжительное интервью. Особенно запомнились её слова, вынесенные в эпиграф этого круглого стола, да и, пожалуй, любого разговора о церкви, о братстве: «Цените братскую жизнь – она вам понравится»…

Далее разговор продолжили участники круглого стола.

Алексей Мазуров, д. и. н., профессор, ректор Государственного социально-гуманитарного университета:
– Меня два момента поразило: во-первых, как история братства епископа Макария (Опоцкого) возникла, буквально, из небытия. В архиве появилось письмо, кем-то случайно обнаруженное, и вдруг эта история начала «раскручиваться», обрастать подробностями, какими-то живыми деталями, и, в конце концов превратилась вот в этот фильм, в книги… Это удивительная вещь. Ведь в годы войны Екатерину Ивановну угоняли в Германию. Мы и представить себе не можем, через что ей пришлось пройти. Но везде с ней был этот чемоданчик с братским архивом, который уцелел, несмотря на все испытания, все обыски, особенно при обратном интернировании в СССР, где всех тщательно обыскивали. По-человечески, по законам этого мира, это всё не могло сохраниться. Это значит, что был промысел Божий, чтобы всё это сохранилось и дошло до нас. Чтобы мы всё это поняли и осмыслили. Одно из предреволюционных братств ставило своей целью, в том числе: «живое общение епископа, клира и мирян». Это очень важно, поскольку, к сожалению, бывает и неживое общение. Так вот, пример такого живого общения между епископом и мирянами был нам показан в братстве епископа Макария.

Алексей Мазуров
Алексей Мазуров

Максим Дементьев, редактор издательства Свято-Филаретовского института:
– Я не историк, но, как и многие сейчас, интересуюсь периодом последних лет перед 1917 г. Я думаю, что для всех для нас это важно, в свете 100-летия русской катастрофы, которое не ограничивается только лишь 2017 годом. В этом плане важно понять, что происходило тогда в русском обществе и в церкви. В связи с этим жизнь епископа Макария как епископа, с одной стороны, очень глубоко укоренена в церковной традиции, с другой – очень необычна для того времени. На рубеже XIX – XX веков в Русской церкви были весьма непростые, напряжённые отношения между чёрным и белым духовенством, между клиром и мирянами. Нельзя сказать, что церковь не пыталась разрешить эти противоречия, но все решения проходили в плоскости прав и обязанностей, то есть в плоскости мира сего. А вот епископ Макарий как раз показал евангельское разрешение этой проблемы. И, мне кажется, если бы не последующие потрясения, Русская церковь могла бы прийти к этому естественным путём. И это вселяет большую надежду.

Максим Дементьев
Максим Дементьев

Был задан вопрос, почему жизнь братчиков, проходившая в столь стеснённых условиях, была настолько плодотворной, а сейчас мы видим мало подобных примеров в нашей церковной жизни. Вопрос был задан, прежде всего, священникам, и отец Александр Сирин ответил на него:
– Ну, во-первых, как было уже сказано, обязанности епископа не ограничиваются только катехизацией: в современной жизни у него ещё много обязанностей и ответственностей. Во-вторых, и сейчас известны такие общины, собранные если не вокруг епископа, то вокруг священника. Можно вспомнить известных старцев, духовников… Тех, кто окружён духовными чадами, которые очень связаны со своим духовным отцом. К такому человеку люди приходят не только за духовными советами, но и с житейскими проблемами. И между собой они часто поддерживают близкие отношения. Но, конечно, это не массовое явление – ни тогда, ни сейчас. Хотя патриарх Кирилл и говорил в своих последних выступлениях о возрождении общин и братств. Так что в реалиях современной жизни об этом речь идёт.

Отец Александр Сирин
Отец Александр Сирин

Игумен Димитрий (Рябцев):
– С одной стороны, сейчас на церковь нет гонений, и это плюс. Это свобода. С другой – что означает эта свобода? Кто будет пользоваться той свободой? Людей, обладающих теми же качествами, что люди, о которых мы говорили, почти не осталось. Где найти тех людей, которые могли бы передать нам живой опыт?

Игумен Димитрий (Рябцев)
Игумен Димитрий (Рябцев)

Александра Буданова, исследователь деятельности братства епископа Макария (Опоцкого), Покровское братство:
– Я бы хотела сказать, что главным отличием этих людей было качество их веры. Люди не просто в братстве были – они его сохраняли и созидали. И на это тратилось много времени и труда. Они осознавали себя живущими не «как все», а по евангелию. Это глубина веры, с какой я больше нигде не сталкивалась. Когда мы встретились, Екатерина Ивановна сказала просто: «Ну как бы мы друг друга узнали? Это же Господь!» Вот так, просто, по вере, они и жили.

Ольга Филиппова, Покровское братство:
– Градус их братской жизни поражает. Вспоминается евангельский эпизод с богатым юношей – и часто сам себя ощущаешь таким – кто с печалью отходит от Христа. Так вот, там, среди них, таких «богатых юношей» не было. Было общение со Христом, желание послужить Ему, нищета духовная. Не случайно появился сборник «Избранные молитвы», написанный в братстве: молитва ведь не родится сама по себе, её не сочинишь – это особый духовный опыт. Меня поразили слова владыки Макария, где он сравнивает себя с рыбаком: забросил удочку – слово Божие, сижу и жду – кого Господь приведёт. Это вселяет надежду и рождает желание быть таким «удильщиком» Божьим, а Господь приведёт.

Справа – Ольга Филиппова
Справа – Ольга Филиппова

Владислава Соловьёва

 

Марина Злуницына

загрузить еще