В 1907 году на Лубянской площади завершается строительство Политехнического музея (первоначальное название – Музей прикладных знаний). Политехнический музей – дитя эпохи бурного научно-технического перевооружения России, наступившего после реформ Александра II. Музей строился для размещения в нём экспонатов всероссийской Политехнической выставки, которая была проведена в Москве в 1872 году и приурочена к 200-летию со дня рождения Петра I. Конечной целью выставки должно было стать собирание коллекций для будущего музея. Поэтому при формировании предметного ряда выставочной экспозиции учебно-образовательные цели преобладали над чисто промышленными.
Иной становится топография Лубянки после бегства правительства большевиков в марте 1918 года из Петрограда в Москву как более безопасное место. Правительственные структуры заняли уже имеющиеся в Москве здания, экспроприировав их у законных владельцев. Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) были отведены здания на Лубянке. Первый московский адрес центрального аппарата ВЧК – улица Б. Лубянка, 11 (здание страхового общества «Якорь»).
Новейшая история Лубянки – история распространения на этой территории ведомств и структур, выросших из ВЧК. Уже в 1918 году, вскоре после появления на Лубянке центрального аппарата ВЧК, здесь размещаются Московская чрезвычайная комиссия, Московский трибунал, Специальная лаборатория, Государственное управление исправительно-трудовых лагерей, приемная ВЧК-ОГПУ-НКВД, иностранный отдел ОГПУ-НКВД, отдельная дивизия ВЧК-ОГПУ-НКВД, социокультурный комплекс ОГПУ-НКВД - самое высокое по тем временам здание, построенное на месте снесенной усадьбы В.П. Голицына. Поменяв несколько адресов в центре Москвы, в 1933 году на Лубянку переезжает Военная коллегия Верховного Суда СССР (Никольская, 23). Здесь проходили так называемые «суды» над врагами народа.
ВЧК не обошла стороной и Политехнический музей. Здесь велись показательные политические процессы – такие своеобразные театральные постановки в жанре судебной драмы, собиравшие огромное количество людей. Такие процессы были эффективным инструментом для устрашения людей и воспитания в них доносительства и страха перед властью.
В апреле 1922 года в Политехническом музее состоялся показательный судебный процесс – «Московский процесс» над духовенством и мирянами. На процессе, названном «процессом 54-х» по количеству обвиняемых, рассматривались дела 20 священников. К расстрелу были приговорены восемь священников и трое мирян.
Мы шли по Лубянке, обсуждая деятельность ВЧК, и перед нами возникал созданный Лениным, а затем продолженный Сталиным отлаженный механизм репрессий, нацеленных не только на укрепление личной власти, но и на уничтожение реальных и потенциальных оппозиционеров и множества независимых, думающих и умеющих работать людей. Массовые репрессии стали главным орудием разрушения личности в советское время и породили в обществе страх, ложь и беспамятство.
В память о массовых жертвах советских репрессий 30 октября 1990 года на Лубянской площади, напротив главного здания ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ СССР, был установлен памятник – Соловецкий камень. У подножия постамента находится надпись «Этот камень доставлен обществом "Мемориал" из Соловецкого лагеря особого назначения и установлен в память жертв тоталитарного режима». Место для установки памятника было выбрано по причине того, что именно на Лубянке подписывались документы на массовые аресты людей, которых обвиняли в измене родине и в антикоммунизме.
В современной Москве установлено много разных памятников, но самым народным и живым остаётся Соловецкий камень. Ежегодно 29 октября сюда приходят многие люди читать имена жертв советских массовых репрессий, воскрешая к жизни имена невинно убиенных людей. Нам же он помогает не впасть в беспамятство и будоражит совесть.
В этот весенний мартовский день было холодно и ветрено – зима отстаивала своё право на существование. К концу экскурсии многие замёрзли, но всё равно хотелось продолжить разговор и осмыслить увиденное и услышанное. Решение нашлось – продолжить общение после праздника Победы в городской библиотеке города Электросталь, дополнив его совместным чтением книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».Наталия Комарова
Фото Сергея Комарова