Когда слышишь «Женский патриотический союз», в голову приходит образ воинственно настроенных женщин в строю с оружием в руках. Но этот союз, неформальное христианское объединение женщин, противостоял агрессии большевизма в нашей стране иначе.
«Сестры Женского патриотического союза не побоялись противостать злу, которое творили большевики на Архангельской земле, – сказал священник Павел Бибин, клирик Свято-Ильинского кафедрального собора Архангельска, член Свято-Михайло-Архангельского малого православного братства, на литии по пострадавшим участницам союза. – Они проявили и мужество, и деятельную любовь к своему народу. Нам нужно учиться этому у них. Ведь это было не только гражданским поступком, но христианским и общечеловеческим явлением духа. Сегодняшний день может стать альтернативой дню 8 марта, в котором до сих пор проявляется советское безбожие».
Прямо на фронте сёстры из патриотического союза устраивали перевязочно-питательные пункты, организовывали приют для увечных воинов, собирали одежду и обувь для солдат и офицеров Белой армии, привозили на фронт подарки. Для сбора денег проводились благотворительные спектакли и лотереи, на улицах Архангельска вывешивались плакаты с призывом о пожертвованиях, в газетах публиковались воззвания. «Жертвуйте щедрой рукой все, что можете, для фронта… Бог вознаградит за вашу благородную помощь», – говорилось в одном из таких воззваний. Благодаря стараниям Союза был проведен благотворительный сбор пожертвований в архангельских храмах.
Женский патриотический союз незадолго до ухода интервентов из Архангельска отправил телеграммы сербам и полякам с просьбой о поддержке: «нам нужна лишь моральная поддержка, необходимо, чтобы большевики чувствовали и сознавали… что русский народ не в одиночестве». Но ответа от братьев-славян не получили.
В 1920 году по делу Союза советской властью были арестованы шестнадцать его участниц, десять из них приговорены к расстрелу и заключению в лагерь принудительных работ, некоторые отбывали наказание на Соловках.
Женский патриотический союз стал школой заботы о русских людях, любви к своей земле и примером смелости и доброты. «У православной церкви выросли всё-таки дочери, достойные первых веков христианства, - сёстры тех, кого бросали на арену ко львам», - писал в своём «Архипелаге» Александр Солженицын.
Среди них – Ольга Поварова и её дочь Екатерина. Под началом епископа Антония (Быстрова) до своего ареста в 1926 году они организовывали в Архангельской губернии помощь ссыльному и заключенному духовенству и стали «информационным центром», передающим новости между Москвой и Архангельском. Поваровы получали и пересылали письма с сообщениями об учиняемых советской властью церковных расколах, арестах епископов и священников, местах их ссылки и заключения. Так, через них прошли послания патриарха Тихона 1924 года, митрополита Петра (Полянского) 1925 года, митрополита Сергия (Страгородского) о регистрации церкви. Они выясняли, сколько духовенства сидит на Соловках. Заключенные епископы и священники получали от них письма и посылки с помощью, передавали через них свои весточки родным и друзьям. Высланные на поселение или возвращающиеся из заключения и ссылок всегда могли найти у них при случае приют. На допросе Екатерина Поварова призналась: «Мы болели душой, видя раскол в нашей церкви».