День памяти жертв репрессий, которые длились на протяжении всех лет советской власти и никогда не прекращались, отмечается в нашей стране 30 октября. В 2017 году эта тема оказалась в центре внимания федеральных и региональных СМИ – как в связи с открытием монумента «Стена скорби», так и в связи с проведением многочисленных памятных мероприятий в Москве (чтение имен репрессированных на Бутовском полигоне, у Соловецкого камня на Лубянской площади и т.д.) и по всей стране (акция «Молитва памяти»).
Неполитическая акция «Молитва памяти», являющаяся инициативой «снизу», проходит уже восьмой год в городах России и странах ближнего и дальнего зарубежья. В этом году ее география расширилась до шестнадцати регионов (в прошлом году – в четырнадцати регионах – прим. ред.): молитвенное поминовение имен прошло в двадцати одном городе России – Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Екатеринбурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Уфе, Томске, Твери, Туле, Самаре, Пскове и др. О жертвах советских репрессий в этот день вспоминали в Кишиневе, Риге и США (в штатах Калифорния, Невада, Колорадо, Миннесота и Техас).
Во время акции не только читались имена расстрелянных и репрессированных, но и совершалась молитва как за людей, безвинно пострадавших, так и за организаторов и исполнителей репрессий, ставших впоследствии жертвами террора.
«Как мне кажется, смысл молитвенного чтения в первую очередь в том, что любого человека с неравнодушной душой, неважно, глубоко он воцерковлен или нет, молитва должна обратить хотя бы на эти несколько часов к душе, к себе, к памяти, к состраданию, которого катастрофически не хватает в нашем сегодняшнем обществе, – сказала режиссер Дарья Виолина, одна из инициаторов прошедшей акции в Москве. – И когда мы называем не только своих бабушек и дедушек, но и неведомых нам людей – колхозника или гардеробщика из цирка, или учительницу младших классов, сгинувших когда-то на каком-то из расстрельных полигонов, – когда сегодня над городом звучат эти имена, а потом мы все обращаемся к молитве, мне кажется, это залог неумирания души, работы души. И молитва поминовения – это душевный труд».
«Я считаю, что люди, которые приходят в такие дни для того, чтобы услышать эту молитву или прочитать чьи-то имена, вспомнить своих пострадавших предков, – это и есть истинные патриоты России… Патриотизм – это называть вещи своими именами, признавать ошибки своей страны, знать ее истинное прошлое и стараться этих ошибок не повторять, чтобы жизнь в твоей стране, которую ты любишь и не хочешь покидать, становилась лучше, чтобы не нужно было спустя десятилетия часами читать расстрельные списки. Поэтому мне кажется, что "Молитва памяти" и вообще День памяти жертв политических репрессий – это день истинных патриотов России», – добавила Дарья Виолина.
В «Молитве памяти» приняли участие известные представители общественных движений, актеры, писатели, режиссеры, историки, ученые: академик Алексей Старобинский, писатель Евгений Водолазкин, режиссер Андрей Звягинцев, актрисы Елена Камбурова и Анастасия Мельникова, актер и телеведущий Андрей Ургант, актер Игорь Ветров, заместитель декана философского факультета МГУ по научной работе Алексей Козырев и многие другие. К ней присоединялись все желающие, в том числе прохожие, посчитавшие делом совести участие в молитвенном чтении имен. Многие из тех, кто читал имена из списков расстрелянных, подготовленных организаторами, поминали и своих пострадавших от репрессий родственников.
Акцию «Молитва памяти» смело можно назвать церковно-общественной: в ней приняли участие общественные организации – где-то это был клуб жертв и потомков жертв репрессированных, где-то к акции присоединлось общество «Мемориал», одну из площадок в Москве поддержал Музей истории ГУЛАГа. При этом практически во всех городах, где она проходила, в ней участвовали священники Русской православной церкви, на большинстве площадок служилась лития в память об убиенных и пострадавших от советских репрессий.
В Екатеринбурге литию на акции служил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, который уже не первый год лично принимает участие в молитвенном чтении имен. В своем слове он призвал присутствующих осознать всю глубину трагических событий и их последствия: «В России была война между людьми – гражданами одной страны, и следы ее мы видим повсюду. Посмотрите на названия наших улиц, носящих имена богоборцев, человеконенавистников, террористов. Посмотрите на то, сколько у нас взорвано храмов и монастырей, и вы увидите следы этой дикой, с незаживающими ранами войны, которая была устроена нашим народом сто лет назад. Сегодня, как и везде, по всей стране, мы вспоминаем тех, кто погиб невинно в эти годы, тех, кто ничем не проявил себя как враг государства или враг народа, но был таковым объявлен и уничтожен. Уничтожена была даже память об этих людях. Важно чтобы для нас, ныне живущих, этот день стал Днем национальной трагедии, днем памяти, днем осознания того, что было в нашей стране».
В этом году связи со столетием революции 1917 года – началом той самой «войны между людьми», которая продолжает раздирать нашу страну на части, «Молитва памяти» проходит в рамках Акции национального покаяния. По мнению режиссера Андрея Звягинцева, принимавшего участие в «Молитве памяти» в Санкт-Петербурге, для того, чтобы покаяние стало действительно национальным необходимо как можно больше просвещать людей, рассказывать о советских репрессиях: «От незнания – закрытость и непонимание в чем каяться. Мне кажется, что все дело в том, что мы не имеем исторической памяти… Пробуждение совести зависит от знания. Если я знаю, в чем моя вина, если масштаб бедствия мне становится понятен и становится как-то открыт для меня, то во мне размягчается сердце, а как говорит один человек, истина может войти только в мягкое сердце. Размягчает сердце искусство или мера масштаба бедствия: когда ты вдруг понимаешь, что случилось со страной, что было с людьми, ты просто ужасаешься этому и вовлекаешь самого себя в орбиту этих чувствований».
Слово покаяния за своих предков на акции «Молитва памяти» в Санкт-Петербурге прозвучало из уст актера и телеведущего Андрея Урганта. «Мой дед Николай Ургант, отец моей матери, был военнослужащий и служил в войсках НКВД. Я его не застал живым, он умер до моего рождения. И если хоть капля крови есть на его руках, я прошу прощения у этой земли за него, если он не успел это сказать. Но может быть, это и не так. Я надеюсь, что это не так, но гарантировать я это не могу», – сказал он.
Академик Алексей Старобинский, участвовавший в акции в Москве, сказал, что личного для него «Молитва памяти» это «необходимый долг, который надо отдать тем, кто тогда погиб, тем, кто тогда был репрессирован». По его мнению, одной из причин революции 1917 года, с которой началась трагическая страница в истории нашей страны, явилась атомизация общества, неумение людей «авторитетных, обладающих независимым мышлением и чувством собственного достоинства» объединиться для совместных действий, которые бы привлекли на их сторону большинство. Как сказал Алексей Старобинский, эта атомизация, в том числе и по профессиональному признаку, присуща нашему обществу и сегодня, и чтобы ее преодолеть, нужно участвовать в акциях, подобных «Молитве памяти», куда приходят люди самых разных профессий. Еще одна возможность объединения общества – через молодежь, считает академик Алексей Старобинский. «У молодежи еще нет разделения на ученых, писателей, нет “цехового” разделения, поскольку они сами еще не знают, чем будут заниматься. Через думающую часть молодежи в следующем поколении мы сможем достичь единства. Я отнюдь не жду, что это будет большинство, хотя бы 20-30%: прогрессивным всегда является меньшинство, его разумная оценка – 20-30%», – добавил Алексей Старобинский.
Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства, изначально выступавшего инициатором «Молитвы памяти», в своем слове на акции призвал всех совершить духовное усилие, чтобы преодолеть последствия произошедшей Русской Катастрофы: «Если мы хотим, чтобы мы сами, и наши дети, и наши внуки жили на этой земле и по-человечески и по-божески – а жить по-человечески и значит жить по-божески, – тогда мы должны сделать все необходимые выводы из происшедшего, тогда мы должны не просто внешне замириться друг с другом, а именно искоренить всякое зло, всякую вражду, злобу и зависть, ложь и лицемерие. Только искоренив эти страсти и страшные грехи вместе с развратом и неверием, вместе с другими грехами, которые постоянно сопровождают современных людей в нашей стране, только сделав это, мы сможем надеяться на то, что эта земля нас выдержит и мы сможем ее снова украсить, мы сможем ее снова поднять, мы сможем снова на ней жить во славу Божью!»
Акция «Молитва памяти» проводится с 2010 года при поддержке Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ и местных епархий.
Материал подготовила Дарья Макеева
Фото Алены Каплиной, Максима Соболева, Дианы Рыбаковой, Игоря Лискова, Александра Волкова, Андрея Подорова, Юрия Крапивина, Бориса Левицкого, Дмитрия Глущенко, Елизаветы Дмитриевой
Справка
Общегосударственный день памяти жертв советских репрессий был установлен в России в 1991 году. В этот день вся страна вспоминает людей, попавших в жернова массовых арестов, ссылок и расстрелов. Трудно найти на постсоветском пространстве семью, которую так или иначе не затронули бы репрессии. В 2015 году Правительством РФ утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий (Распоряжение от 15.08.2015 г. № 1561-р) и подписан Президентский Указ о народном сборе средств на создание в Москве мемориала памяти жертвам репрессий «Стена скорби», который был открыт 30 октября 2017 года. Также в июне 2016 года Синод РПЦ утвердил тексты молитв о всех невинно убиенных в годы репрессий. Такое внимание к этой теме стало возможным в том числе благодаря многолетним усилиям церковной общественности. Одно из таких усилий – акция «Молитва памяти», которая последние восемь лет проходит в разных городах России.