Чтобы ответить на Божью любовь, надо сделать дерзновенный шаг вверх

19 февраля 2014
Слово священника Георгия Кочеткова после Вечерни 25 января 2014 года

С праздником, дорогие братья и сестры!

Наступающая сейчас, с этого вечера, неделя (то есть следующий воскресный день) называется Неделей по Богоявлении. Она всегда приходится на время перед отданием праздника Крещения Господня. Зачем же нужна такая неделя, что в ней особенного, к чему она нас призывает, какой во всём этом смысл?

Я бы сказал, что эта Неделя по Богоявлении должна быть прежде всего каким-то нашим ответом на само событие Богоявления. Главное событие — это всегда то, которое идет сверху вниз, от Бога к людям и в мир. Но заметьте, пожалуйста, дорогие братья и сестры, что этого всегда недостаточно! Если Бог дает нам Свои дары, Он всегда ожидает от нас ответа, потому что каждый Божий дар — это новая потенция для тех, кто его принимает. И мы или игнорируем Бога и Его действие, Его любовь в этом мире — любовь к нам, к другим людям, ко всем людям на земле, в конце концов, — или отвечаем Ему. Здесь не может быть ничего среднего: чтобы мы и не игнорировали Бога и Его действие, и не ответили на него. Так быть не может!

Но чтобы ответить Богу, дорогие братья и сестры, нужно иметь некоторое дерзновение, некоторую смелость и некоторую подготовку. Это не просто благое пожелание: мол, как хорошо, что Господь нам всё дает! Вот и наш ответ — и точка. Это не ответ или ответ недостойный, а иногда даже хуже того — лукавый, фальшивый. Мы часто забываем о том, что Господь каждый раз приводит нас к этой черте, где мы должны проявить свой, присущий каждому человеку, образ, который прежде всего является образом Божьим, хотя в человеке есть и образ этого мира — всего космоса, и общества, и истории, и народа, и его собственной личности. Но в первую очередь человек — это икона Бога, образ Божий. Вот нам и нужно проявить эту свою сообразность Богу!

Для того чтобы ответить Богу, надо сделать дерзновенный шаг даже не столько вперед, сколько вверх. Это действительно «шаг по вертикали», дорогие братья и сестры, и как часто мы его не делаем, привыкнув быть простыми потребителями и в этом мире, и в мире духовном! Как часто мы с детства и подчас до конца своей земной жизни являемся только потребителями! Поэтому мы не умеем благодарить — благо дарить! Как часто нам не хватает решимости для того, чтобы сделать этот «шаг по вертикали»! Как часто мы, сделав вид, что кого-то поблагодарили, ничего не меняем в своей жизни! Но ответ Богу всегда меняет жизнь, иначе это не ответ. Как часто мы живем раздвоенной жизнью: мы предстоим пред Богом на молитве, в храме, в собрании народа Божьего, но выйдя из храма и завершив молитву, мы становимся как все и живем по тем же законам, что и все. Хотя в Писании каждому из нас прямо сказано, что «наше жительство (наше гражданство, можно сказать) на Небесах» (Флп 3:20). А мы ищем только земного — земного благополучия, земных удовольствий, земной выгоды, земного спокойствия — для себя и только для себя. Ну, иногда еще для своих — свойских, близких, — да и то, всё меньше и меньше… Как часто мы оказываемся полными эгоистами в этой жизни, потому что не умеем Богу ответить, потому что не умеем Бога благодарить! И даже скажу больше: не только не умеем, но и не хотим этого делать, потому что благодарение Богу всегда связано с жертвой. Так же как и любовь всегда связана с жертвой: надо пожертвовать чем-то своим, надо пожертвовать собою, чтобы идти вперед. А мы всё успокаиваем себя надеждами: мол, у всех есть что-то доброе в жизни, и вообще, чтобы сделать что-то хорошее, даже не обязательно быть верующим, не обязательно быть христианином, не обязательно быть православным, не обязательно молиться Богу, не обязательно общаться… Но это великая иллюзия, дорогие братья и сестры, это настоящий самообман! Так не бывает! Так может быть только в иллюзорном мире.

Да, отвечать Богу непросто. Да, это тоже риск, как и каждое предстояние пред Богом Живым, Который есть и Огонь, Огонь Любви, Огонь опасный для тех, которые вне Его. Так же как и любовь опасна — настоящая любовь, не сентиментальная, не сюсюкающая, а настоящая. Сейчас люди признают лишь сентиментальную любовь, только чувственную и сюсюкающую, бесплодную, никчемную… Поэтому и дети воспитываются не по-Божески и не по-человечески, и все наши огромнейшие усилия по воспитанию наших детей или внуков оказываются пустышкой: дети к Богу не приходят. И тогда возникает законный вопрос: а зачем же вы их родили? Просто по закону природы, по закону размножения — и всё, как животные? Одна праведница, на днях преставившаяся, когда-то говорила: я родила пятерых детей и родила их для Царства Небесного и только для Царства Небесного! Поэтому когда некоторые из них уходили молодыми, у нее были силы не только пережить это, но еще и других утешать. И это единственно достойная позиция, дорогие братья и сестры!

Повторяю, отвечать Богу непросто, это настоящий риск, но Церковь ведет нас по этому пути, потому что это узкий путь любви! Будем же воспитывать в себе эту решимость, это дерзновение и в то же время смирение любви! Будем всегда готовы благодарить Бога, отдавая Ему свою жизнь, свои таланты, свое время, силы и средства! Пусть у нас всегда будет достаточно любви, чтобы преодолеть все препятствия на этом пути, которых в этом мире много! Будем помнить, что любовь Божья — не сентиментальная, душевная любовь, не внешнее душещипательное ощущение, не сплошное удовольствие! Отвечая Богу, будем брать на себя ответственность за себя и за других людей, потому что любовь не одинока!

Мы с вами в прошлый раз говорили о том, что единственное богатство, которое является настоящим богатством человечества, это богатство Богоявлений. Люди постепенно, с большим трудом удерживают это богатство, а иногда и теряют его. Они с трудом его увеличивают, хотя получают его от Бога как дар. И каждое Богоявление, каждая новая ниточка связи с Богом и Божьим миром есть умножение этого богатства и вызов для нас: осуществить свое призвание, восстановить полноту жизни, полноту смысла и духа в ней! И пусть каждый из нас об этом не забывает, потому что всякое иное действие здесь — это своего рода духовное дезертирство (даже не просто потребительство). Пусть же в наших сердцах будет больше благодарности и больше любви! Пусть никто из нас не сомневается в том, что Бог его любит, чтобы он мог приносить плоды любви, а значит, готовиться к вечной Жизни в вечном Божьем Царстве!

Праздник Богоявления в христианской церкви один из самых древних, один из первых собственно христианских праздников. И это праздник радостный и веселый, но и требовательный. Он взывает к нам и к нашей совести, чтобы мы с чистым и открытым сердцем, с дерзновением и доверием достойно ответили Богу!

Аминь.

конец!