«Чтобы членами Церкви были истинные христиане…»

22 января 2010
Мы начинаем публикацию документов к семинару «Ответственность духовенства и мирян за церковь в годы советских гонений». Ниже – обвинительное заключение 1934 г., которое взято из уголовного дела сщмч. Кирилла (Смирнова).
Фото с сайта www.pravenc.ru
Фото с сайта www.pravenc.ru

Мы начинаем публикацию документов к семинару «Ответственность духовенства и мирян за церковь в годы советских гонений».

Ниже – обвинительное заключение  1934 г., которое взято из уголовного дела сщмч. Кирилла (Смирнова).

Митр. Кирилл (в миру – Константин Илларионович Смирнов) родился в 1863 г., окончил СПбДА, рукоположен в 1887 г., принял постриг в 1902 г., хиротонисан в 1904 г., участник Поместного Собора 1917–18 гг., с апреля 1920 г. – митрополит Казанский, из 20 лет прожитых при советской власти около 17-и провёл в заключении. В завещании патриарх Тихона назван первым из достойных, по мнению святителя, принять управление Российской церковью до соборного избрания нового патриарха. В 1934 году митр. Кирилл был сослан в Казахстан, где в 1937 году был вновь арестован и постановлением тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области расстрелян 20 ноября. Вместе с ним были расстреляны митр. Иосиф (Петровых), еп. Евгений (Кобранов), священники, монахи, монахини и миряне. Всего по этому делу было арестовано, а затем приговорено к расстрелам и заключению в концлагерь 64 человека.

 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по след. делу № 7,

по обвинению Смирнова К. И. и Фокиной Л. Н. по ст. 58/10 и 58/11 УК.

 

19 августа 1933 года, по окончании срока ссылки в город Гжатск Зап. области, прибыл митрополит Смирнов Константин (он же Кирилл) Илларионович, который задался целью воссоздания ликвидированной органами ОГПУ в 1931­­-1932 гг. к.-р. организации <…>

При обыске у Смирнова обнаружено письмо епископа Дамаскина, в котором излагаются следующие взгляды: «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским... Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои только и смогут… противостоять самому зверю. Времена же приблизились несомненно апокалипсические. …Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми и <…>  по возможности исправить совершенный грех путем противодействия злу, до готовности даже кровию смыть грех свой».

На вопрос об отношении к этому документу Смирнов ответил:

«Автором письма является епископ Дамаскин – мой единомышленник... Смысл этих воззрений состоит в том, что русским народом совершен общий грех перед Церковью... и вина в этом лежит, главным образом, на духовенстве. Задача состоит в необходимости более глубокого воспитания народа, чтобы членами Церкви были истинные христиане… что и означает противопоставление царству злобы».

<…> Наряду с этим митрополит Смирнов предпринимал и практические шаги по организации нелегальных ячеек церковников, которые должны были явиться массовой базой организации. Установки по организации подобных ячеек Смирнов давал неким Ивану Ивановичу, Софье Петровне, монахам Горгонию и Паисию, следствием не установленным.

В качестве связиста между собою и указанными лицами Смирнов использовал обвиняемую Фокину Лидию Николаевну, возвратившуюся из ссылки в июне с.г. Отрицая организационную деятельность по созданию нелегальных ячеек, по этому вопросу Смирнов показал:

«Весной 1934 года ко мне приезжали некий Иван Иванович и Софья Петровна и поставили передо мной вопрос, можно ли доверять архимандриту Горгонию... Т. к. Горгоний не был нам известен, то возник вопрос относительно иеромонаха Паисия... Спустя месяц-полтора ко мне приехал Паисий и произвел на меня благоприятное впечатление. Поэтому, когда Фокина поехала в Москву, я просил ее зайти к Ивану Ивановичу и передать ему, какое впечатление на меня произвел Паисий».

Допрошенная по этому поводу Фокина заявила, что она является духовной дочерью митр. Смирнова, на вопросы 1) В чем выражались даваемые Смирновым поручения, 2) у кого она останавливалась, приезжая из Гжатска в Москву, 3) что она знает о приезде в Гжатск иеромонаха Паисия – Фокина отвечать отказалась.

На основании изложенного:

1) Смирнов Константин (он же Кирилл) Илларионович, 71 года (род. в 1863 г.). беспартийный, русский, гр-н СССР, одинокий, митрополит, окончил духовную академию, без определённых занятий, неоднократно репрессировался органами ВЧК-ОГПУ за к.-р. деятельность, до ареста проживал в г. Гжатске.

2) Фокина Лидия Николаевна. 35 лет (род. в 1899 г.), беспартийная, русская, гр-ка СССР, одинокая, окончила гимназию, происходит из семьи служащего, до ареста проживала в Гжатске и служила счетоводом «Племзаготтреста», в 1931 г. была осуждена на 3 года в ссылку по ст. 58/10 УК, – обвиняются в том, что пытались организовать нелегальные ячейки «ИПЦ», принимали участие в разработке программных положений этой организации и хранили материалы к.-р. содержания (письмо Дамаскина), т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58/10 и 58/11 УК.

Оперуполномоченный 3-го отделения Толстой.

Согласен: пом. нач. 3-го отделения Тимофеев.

 

* Первая публикация документа осуществлена С.С. Бычковым

загрузить еще