Что общего между Сретением и митингами

Проповедь духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова на утрене предпразднства Сретения Господня
Сретение Господне. Мастерская прп. Андрея Рублёва (1425–1427 гг., Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Сретение Господне. Мастерская прп. Андрея Рублёва (1425–1427 гг., Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Ещё и ещё раз хочется поделиться радостью Христова Воскресения, порадоваться победе Света, победе Жизни с большой буквы, Жизни вечной, к которой приобщены все, кто открывает своё сердце Христу, кто открывает через Христа своё сердце Отцу Небесному в Духе Святом, порадоваться за всех, кто сегодня вспоминает и праздник Сретения Господня.

Конечно, Сретение – это встреча, и для нас важно стремиться к такой встрече, чтобы мы не оставались в одиночестве, чтобы не было пустоты в нашей жизни. Эта встреча осознаётся особым образом – не как что-то случайное или ритуальное, а как жизненно важное для всех, кто в ней участвует. Интересно, что именно встреча приводит к собранию – другому не менее важному для нашей жизни событию. Собирать со Христом, встречаться во Христе, общаться – это всё очень близкие понятия, принципиально важные для каждого христианина. Человек, который начинает свой христианский путь или ещё только готовится к нему, может не чувствовать, не понимать смысла этих духовных явлений, пока он находится на какой-то почти ветхозаветной стадии своего духовного пути, от которой христиане всё-таки, слава Богу, ушли.

Сегодня, когда я вспомнил, как переводится слово «встреча» на английский язык, я немножко усмехнулся и даже посмеялся. Да, meeting. В том-то и дело, что митинг. И тогда я подумал, как далеко отстоит понятие «сретение» от понятия «митинг» в русском языке, в отличие от английского. Там и meeting – всё-таки встреча, а не противостояние и не просто демонстрация своего отношения к тому или иному качеству жизни. Мы бы никогда не сказали, что смысл праздника Сретения связан с митингом или митингами, что митинг – это и есть Сретение. Сейчас пойдите, скажите кому-нибудь – засмеют. Возможно, и нам стоит попытаться сблизить эти понятия, внести в них какие-то коррективы. Митинг, какой бы он ни был внешний – экономический, социальный, политический, не важно, какой – должен нести в себе потенцию встречи. Не столкновения, а встречи. И наш праздник Сретения тоже должен быть теснее связан со встречей, а не только символически указывать на неё.

Встреча – это самое существенное, что произошло в Иерусалимском храме. Иногда говорят, что это встреча Ветхого и Нового Завета. Это, конечно, не вся истина, но доля истины здесь есть, согласитесь. Это встреча Младенца Иисуса и Его Матери со старцем Симеоном и пророчицей Анной. Оказывается, и в таком узком кругу может произойти встреча, тот самый Meeting of the Lord. И нам, наверное, нужно быть смелее и сближать какие-то понятия.

То же и с понятием собрания, его тоже нужно прояснять. В конце концов, у всех на слуху и в памяти всякого рода профсоюзные, комсомольские, партийные собрания, от которых воротит до сих пор. А с другой стороны, собрание – это Церковь. Церковь – это собрание. Самое важное, что происходит, например, во время Евхаристии – это собирание Церкви. Евхаристическое собрание для всякого христианина имеет принципиальное значение. А как важно стремиться к братскому собранию, потому что через это – мы все чувствуем и знаем – совершенно неформально собирается Церковь с большой буквы. Как не хочется уходить с такого собрания! Как хочется нести в себе это собрание и эту собранность всегда, даже когда ты один, или болеешь, или, как говорят, не в духе, не в настроении. «Кто не собирает со Мной, тот расточает», – говорит Господь и однозначно осуждает тех, кто не собирает с Ним, имея в виду, конечно, собранность и внешнюю – всех вместе, и внутреннюю, духовную – всех основных качеств, всего, что даёт Дух Божий в единстве с духом человеческим.

В этом мы должны сами себя проверять – какие мы христиане, к чему мы стремимся, что обретаем в своей жизни, что считаем для себя успехом или провалом. Ведь это так мало зависит от внешних оценок! Причём интересно, что не только внешние, культурные критерии здесь плохо работают, но и критерии формально церковные. Во внешнюю ограду церкви, как мы часто видим, легко проникает дух индивидуализма, розни, не чуткий к этому собиранию и встрече. Каждый человек в чём-то согрешает, чего-то не знает, где-то ошибается. От этого не застрахован никто, вплоть до самых высших чинов иерархии, тем более нынешней – совершенно оторванной от жизни церкви. Вряд ли кто-то из них спросит всерьёз, испытывая нашу совесть, как мы участвуем во встрече, готовы ли мы к ней, готовы ли к общению, готовы ли к собранию – собиранию Церкви. Считаем ли мы целью своей жизни и критерием её успешности – хоть что-то сделать для такого собирания Света Божьего во единство, чтобы он ярче горел в этом объятом мраком мире?

Как хорошо, что в Преображенском братстве есть традиция собираться и в праздник духовного огня – на Преображение, и в праздник Встречи – на Сретение! Кто-то хорошо придумал и пытается собрать в день Сретения молодёжь, которой так мало в церкви. Церковь по многим своим параметрам не привлекательна для молодёжи. Чтобы жить в церкви и не чувствовать дискомфорта, не поддаваться разным страхам, молодым людям нужно быть очень умными или очень мужественными, очень талантливыми. Таких не много. Конечно, когда молодые люди приходят в церковь, чтобы найти там себе невесту, это не в счёт. Церковь – не бюро добрых брачных услуг. А когда кто-то всё-таки пытается собрать молодёжь именно на праздник Сретения, на встречу друг с другом во Христе и ради Христа, это лично мне очень симпатично. И то, насколько мало этой молодёжи собирается, плохо говорит обо всех нас. К сожалению, о молодёжи тоже, но и о нас как о представителях церкви.

Но давайте всё-таки встречаться. Молодые и старые, больные и здоровые, талантливые и простецы. Господь находит место каждому, если происходит настоящая встреча, если за ней следует настоящее собрание, собирание со Христом, а не расточение. Давайте собираться. И давайте пронесём эту традицию насколько возможно дальше. Пусть она будет внутри нас традицией глубочайшей. Как Преображение Господне потребовало больших духовных, даже мистических усилий от церкви, чтобы что-то понять в том, что произошло когда-то на Фаворе, точно так же нужны усилия, чтобы понять, что произошло во время встречи Младенца Христа и Его Матери с Симеоном и Анной в Иерусалимском храме.

Будем же, дорогие братья и сёстры, улавливать самое главное – чего Бог от нас ждёт, а заодно и чего ждут от нас люди, наши ближние, которых мы должны любить, подобно Богу. Чего они ожидают в своей глубине, даже если не признаются в этом ни нам, ни самим себе. Не будем здесь лениться, страшиться, раздваиваться. Не будем выворачивать себя наружу, поддаваясь законам и силам мира сего, и не будем страшиться встреч даже там, где ничто их не предвещает. Пусть даже понятие «митинг» для нас станет окрашенным в христианские тона, в тона нашей веры, надежды, любви, чтобы люди, даже когда выходят куда-то на улицы, площади городов, не забывали видеть в человеке человека, чтобы понимали, что никакой приказ не может быть выше заповеди Божьей, воли Божьей, что нельзя на встрече применять неоправданное насилие, что это большой грех! Некоторые сейчас даже считают, что подобные инциденты с любой стороны должны приводить к отлучению от церкви тех, кто позволил себе вместо встречи, вместо совместного движения вперёд и вверх упасть ниже плинтуса, потерять честь и достоинство. Будем же дорогие братья и сёстры, стремиться ко встрече, к Сретению, как и к преображению нашей жизни! Аминь.

конец!