«Церковное братство может быть скрепой, соединяющей сдвинувшиеся пласты русской жизни»

Эти слова отца Александра Гумилевского вспоминали на презентации документального фильма «Александро-Невское братство» в Архангельске
Юлия Балакшина
Юлия Балакшина

26 февраля в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ) г. Архангельска состоялась презентация документального фильма «Александро-Невское братство».

На презентацию фильма в Архангельске была приглашена Юлия Балакшина – автор сценария, кандидат филологических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Свято-Филаретовского института, председатель Свято-Петровского малого православного братства. В просмотре и обсуждении приняли участие преподаватели и студенты кафедры, священники, члены Свято-Михайловского и Свято-Архангельского малых православных братств.

Юлия Сибирцева, заведующая кафедрой культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук САФУ, начав встречу, поблагодарила создателей фильма за возможность познакомиться с интересным явлением нашей истории.

Юлия Сибирцева
Юлия Сибирцева

Ведущая встречи Ирина Пономарева размышляла о том, что обращение патриарха Тихона к русскому народу 19 января 1918 года о необходимости устроения духовных союзов нашло живой отклик в сердцах людей: только в Архангельской епархии к концу 1910-х годов было более двадцати братств. Кроме того, герои фильма связаны с историей нашего региона. Так митрополит Вениамин (Казанский), благословивший Александро-Невское братство, – наш земляк, уроженец г. Няндома; епископ Иннокентий (Тихонов), один из основателей Александро-Невского братства, в двадцатые годы был в ссылке в Архангельске, откуда и были написаны его письма, где есть такие слова: «С самого начала наших духовных невзгод я ясно видел, что братство есть здоровое явление». А святой праведный Иоанн Кронштадский был почетным членом всех крупных братств на Севере.

Ирина Пономарева
Ирина Пономарева

Юлия Балакшина, говоря о причинах создания фильма, отметила:

– Первая причина, по которой стало ясно, что этот фильм нужно делать срочно, – это сознание того, что стремительно уходит из жизни, уже практически ушло поколение свидетелей – людей, которые это братство застали… Встречи с Сергеем Андреевичем Зегждой мы добивались несколько лет. Когда он согласился и мы встретились, он вышел к нам со словами: «Да вы знаете, что такое братство? Братство – это же радость». И дальше весь разговор шел в такой тональности. Было ощущение, что он помнит это как то, что с ним было сегодня и сейчас, он помнит Александро-Невское братство как главное событие в своей жизни. Недавно он почил.

Второй причиной для съемок фильма стал надвигающийся юбилей: в 2018 году отмечается столетие Александро-Невского братства. Именно оно дало начало возрождению братского движения после революции.

Третьей причиной стало желание напомнить всем, что такое братство как форма церковной жизни:

– Братство всегда воспринималось русскими людьми как что-то коренным образом присущее нашему менталитету, нашей способности собираться, устремленности к общности, к общению. На Руси одна за другой волнами возникали православные братства: в XVI, XIX, XX веках. Эта повторяемость в истории говорит о том, что в нас что-то такое есть или было, что требует такой организации жизни, – сказала Юлия Балакшина.

По словам Юлии Балакшиной, этот фильм рассчитан скорее на церковную аудиторию, но он может быть интересен многим другим людям, потому что это малоизвестная страница нашей истории, рассказывающая о том, как именно народ, не политические силы и не церковные власти, ответили на революцию.

– XX век людей перемалывал. А в фильме рассказывается о том, что люди, не обладающие политической властью, могуществом, силой оружия, но имеющие внутреннюю силу духа, смогли сохранить самих себя и свое человеческое достоинство, сохранить человеческие отношения, – добавила она.

Отвечая на вопрос Натальи Бединой, кандидата филологических наук, доцента кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук САФУ, участники презентации пришли к выводу, что братство – это не форма жизни церкви, это ее качество, потому что братские отношения, выражающиеся в глубине общения, любви к церкви и созидательном, бескорыстном труде, могут быть как в братстве, так и на приходе. В истории церкви были примеры того, как братство возникало как раз из прихода, где священник призывал прихожан решать насущные проблемы, и часть прихожан откликалась, показывая готовность что-то менять в жизни.

Наталья Бедина
Наталья Бедина

Интересовало гостей также и то, какие цели ставят перед собой современные братства? Юлия Балакшина ответила, что задача состоит в образовании, просвещении, катехизации, отметив также, что сегодня братства часто становятся своеобразным мостом между светской интеллигенцией и церковной культурой, аккумулятором общественных связей. Важным было и свидетельство о том, что выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в XX веке» также является плодом деятельности членов современных церковных братств в Архангельске, для которых задачей является собирание, сохранение и передача исторической памяти.

Ирина Фельдт, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук САФУ, поблагодарила создателей фильма:

– Это малоизвестная тема для тех, кто специально этим не занимается. Интересна, во-первых, идея фильма. Я охотно верю, что контекст религиозного братства ключевой, но на самом деле эта идея близка всем, во всяком случае, в рамках образовательного процесса, когда есть какой-то духовный высокий помысел, ради которого люди собираются, готовы трудиться, готовы в разных формах себя проявлять. Я считаю, что очень плохо, когда категория братства воспринимается в негативном контексте.

Ирина Фельдт
Ирина Фельдт

В завершении встречи, обсуждение было подытожено цитатой о. Александра Гумилевского, создателя петербургского Христорождественского братства (1861-1866): «Церковное братство может быть скрепой, соединяющей сдвинувшиеся пласты русской жизни».

Организаторами презентации стали кафедра культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук САФУ и Культурно-просветительский фонд «Сретение» при поддержке оргкомитета выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в XX веке».

Татьяна Пархомович


Фото Андрея Зайченко


загрузить еще