Доклад декана богословского факультета СФИ З.М. Дашевской на научной конференции «Прошло ли время Константина Великого? (К 1700-летию Миланского эдикта)», организованной Институтом российской истории РАН (Центр Истории религии и Церкви), Научным советом РАН «Роль религии в истории», Императорским православным палестинским обществом. Москва, 21 ноября 2013 года
Сложный процесс «взаимодействия» Церкви и империи имеет несомненное литургическое преломление, что достаточно ярко проявляется в чинах поставления старших – в народе церковном и в государстве, а именно в поставлении епископа и короновании императора – тоже в некотором смысле «поставлении». Концепт царской и патриаршей власти и их соотношения, в том числе в области литургической, был разработан Б.А. Успенским, византийским чинам хиротонии посвящена работа А.М. Пентковского, ответы на некоторые литургические вопросы – о порядке участия византийского императора в совершении литургии – можно найти в работах архим. Робета Тафта. Даже беглый анализ чинов поставления клириков и императоров показывает, что литургический материал в них имеет много сходных черт, что ставит вопрос об их взаимовлиянии. Для того, чтобы выявить это литургическое взаимовлияние, требуется внимательное сопоставление источников, и это сообщение представляет только общие подходы к исследованию данного вопроса.
1. Чин поставления (епископа) в литургико-канонических памятниках. Общая структура и одна молитва чина.
Реконструируя развитие византийских чинов поставления, исседователи сразу обращают внимание на последование поставлений в литургико-канонических памятниках, компилятивных сборниках, оформление которых относят ко времени III-IV вв. и происхождение которых связывают с сирийским регионом. К этой группе текстов обычно относят т.н. «Апостольское предание» Ипполита Римского, Апостольские постановления, «Завещание Господа нашего Иисуса Христа», корпус литературы, который сформировался вокруг этих текстов, и Евхологий Серапиона Тмуитского. Поставление епископа (а также пресвитера, диакона и диакониссы, которые поставляются с руковозложением) имеет в этих памятниках сходную структуру и предполагает всего одну молитву, сам чин достаточно краток. Порядок поставления епископа и пресвитера, засвидетельствованный в этих памятниках, имеет структуру, в которой можно выделить элементы развившегося чина поставления: это проручествование, в которое входит избрание церковью достойного кандидата, утверждение и согласование кандидатуры ставленника и согласие всех, молитва с возложением рук на голову ставленника и принятие церковью совершившегося духовного акта1. Возможно и более дробное членение, которое не имеет принципиальных отличий от предыдущего и соответствует изложению порядка в литургико-канонических памятниках: одобрение народа, (формула-)объявление, молитва народа, знамение креста и возложение рук, молитва поставления и заключительные обряды, содержащие в себе рецепцию народа, для более полного выявления реальности совершившегося2.
Поставление епископа, пресвитера (естественно, и дьякона также) обязательно предваряется их избранием. Все исследователи сходятся в том, что не человеческое, демократическое избрание имело решающую роль. Как подтверждают раннехристианские церковные писатели с одной стороны и молитвы поставления – с другой, избрание кандидата всегда понималось таким образом, что именно Бог – Тот, Кто выбирает и поставляет служителей через действие Церкви. Далее следует призыв народа к молитве. «Апостольское предание» и памятники, имеющие сходный материал, показывают, что вся община молилась в молчании о ниспослании Святого Духа прежде собственно молитвы поставления, что естественно – молитва народа в той или иной форме должна по смыслу следовать за объявлением. Византийский литургический материал показывает присутствие молитвы «Господи, помилуй!» после объявления и ектеньи между первой и второй молитвами поставления. Возможно, что именно первая молитва поставления была добавлена позднее, поскольку ектенья впоследствии оказалась не после объявления, на своем естественном месте, а между двумя молитвами3.
Возложение рук, сопровождающее молитву поставления, является неотъемлемой частью чина, и свидетельства об участвующих в нем при поставлении епископа и пресвитера в разных памятниках имеют существенные отличия. Среди ученых нет единого мнения о том, откуда христианами была воспринята традиция возложения рук на ставленников, свидетельства которой мы находим уже в текстах Нового завета. Тем не менее, древние памятники свидетельствуют, что излияние благодати Святого Духа, необходимой для служения, связано не с возложением рук, а с непосредственным действием Божьим в каждом поставлении, по молитве Церкви. Следует отметить, что возложение рук не было специфически знаковым жестом в ту эпоху, а могло просто сопровождать всякую торжественную молитву и обозначать её объект. Впоследствии, как известно, термин «хиротония» был переосмыслен и, утратив своё первоначальное значение, стал специфически пониматься как возложение рук.
Среди завершающих поставление обрядов следует указать целование мира, которое в «Апостольском предании» новопоставленному епископу дает всё собрание. В данном случае это не просто литургическое целование мира, но знак рецепции всем собранием совершившегося поставления и, более того, выражение принятия всей общиной новых отношений со ставленником. Аналогично это имеет место и в других памятниках; в «Апостольских постановлениях» такая рецепция совершается, когда новопоставленный епископ займет своё место старшего в собрании. «Завещание Господа» указывает, что целование новопоставленному пресвитеру дают «священники и народ». Впоследствии этот процесс подвергся клерикализации и целование осталось только в алтаре; целование новопоставленому епископу могли давать только епископы, пресвитеру и дьякону целование дает только совершающий поставление епископ. К завершающей части чина относится также вручение знаков служения, которое в данных памятниках не встречается.
Поставление епископа открывает «Апостольское предание» Ипполита Римского. Епископ должен быть «избран всем народом и понравиться всем», что подтверждается возложением рук всех собравшихся епископов. В молитве при возложении руки поставляющего епископа утверждается прежде всего единое Божье действие в Ветхом и Новом завете, которое проявляется в избрании князей и священников. Это утверждение выражает двойственную природу того служения, на которое поставляется епископ. Для него испрашивается излияние силы Первоначального Духа, Того же Духа, что был передан Христу и Им дарован Своим апостолам, для служения пастырства и соблюдения первенства священства (Апостольское Предание, 3). Епископ должен ходатайствовать, приносить дары, отпускать грехи, распределять церковные должности, разрешать всякие узы, подобно апостолам. В молитве ничего не сказано о пророческом и учительском служении епископа – возможно, во время возникновения памятника эти черты пока не усвоены служению епископа и, если уже и не относятся к носителям соответствующих харизм, то пока связаны с соответствующими служениями. В Канонах Ипполита в целом сохраняется форма, смысл и основные черты молитвы епископского поставления, которые мы находим в «Апостольском предании». В целом несколько сокращается ветхозаветная тематика, всё служение епископа призвано стать «приятным благоуханием» Богу; по сравнению с «Апостольским преданием» более существенная роль отводится служению пастырства и исцеления4. Епископ поставляет пресвитеров, дьяконов и прочих клириков, распоряжается церковным имуществом. Молитва поставления епископа из VIII книги Апостольских постановлений – это расширенная молитва Апостольского предания, в которой нарастает ветхозаветная типология, теме священства отдается предпочтение перед собственно старшинством; епископ ходатайствует, собирает число спасаемых (т.е. совершает служение апостола и заботится о численном росте церкви) и совершает евхаристическое служение, к которому теперь непосредственно относится прошение о «приятном благоухании» (Апостольские Постановления, VIII, 5). Особенностью молитвы «Завещания Господа» является усиленное, троекратное призывание Святого Духа, а также новые акценты, ранее в молитвах поставления не встречавшиеся, а именно соответствие между небесным и земным святилищем и его служителями. Образ служения в церкви определяется теперь не столько ветхозаветными реалиями, сколько невидимым небесным служением. Служение предстоятеля на евхаристии очевидно является главным в служении епископа, оно названо «приношением чистой и бескровной жертвы, таинством Нового завета». В молитве для епископа испрашивается «через Христа содружество Святого Духа, дабы иметь власть прощать грехи», а также дарование личных качеств, необходимых для совершения его служения5. В противоположность всем перечисленным текстам молитва поставления из Евхология Серапиона Тмуитского самая простая и краткая. В ней отсутствуют образы ветхозаветного священнического служения; Бог называется «Богом правды», поставление епископа понимается как продолжение служения апостолов, для чего и испрашивается для ставленника дар Святого Духа, Того же Духа, что некогда был «дарован всем верным Твоим рабам и пророкам и патриархам». Для поставляемого в епископы испрашивается единственный личный дар – «быть живым епископом». Епископ понимается как пастырь, совершающий своё служение ради Иисуса Христа; существо служения епископа – старшинство и учительство, отсылающие к служению ветхозаветных пророков и патриархов6. Тексты литургико-канонических памятников свидетельствуют о постепенном проникновении в жизнь церкви идеи ветхозаветного понимания старшинства. Для сирийской традиции, с которой связывают появление текстов круга «Апостольского предания», очевидно перенесение ветхозаветной парадигмы в новозаветную реальность богослужения через образы служения первосвященника, священника и левита как епископа, пресвитера и дьякона. Для александрийского богословия существенную роль играет небиблейский символизм, идея «лестницы», «восхождения», подобия земной и небесной иерархий. Молитвы поставления в литургико-канонических памятниках предполагают возможность участия, пусть и в разной степени, членов народа Божьего в избрании и поставлении старших, что является свидетельством подлинного христианского общения, хотя церковная практика того времени свидетельствует об этом всё меньше. Очень скоро, с укреплением церковно-государственных отношений, эта возможность станет едва различимой, а служение старшинства будет в большой степени сакрализовано.
2. Развитая схема византийского поставления: добавление второй молитвы и предшествующей хартии, которая собственно не является молитвой. Ее происхождение.
Византийские чины поставления расширены по сравнению с чинами литургико-канонических памятников. Анализ структуры и общие особенности порядка поставления можно найти в работе А.М. Пентковского; теперь к одной молитве, характерной для литургико-канонических памятников, добавилась исповедание веры и присяга, вторая молитва и ектенья, а также т.н. формула-объявление, которая начинается словами «В согласии с выбором и одобрением боголюбивейших архиереев и всего освященного собора, божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающая наполняющая, поставляет (имярек) избранного архимандрита во епископы богоспасаемого града … »7. Эта формула вытеснила собственно молитвы поставления из центра богослужебного чина по сравнению с древними памятниками. Относительно ее появления в этом месте чина поставления достаточные исследования проведены о. Михаилом Арранцем, а также А.М. Пентковским. Последний утверждает, что формула-объявление «Божественная благодать», в полной форме присутствующая в чине хиротонии епископа, связана с законодательной деятельностью императора Юстиниана, а постепенно совершение хиротоний было связано с изменением социального и гражданского статуса ставленника и необходимыми денежными взносами в пользу поставлявших8. По сравнению с древними литургико-каноническими памятниками молитвы византийских чинов поставления утратили важнейшие элементы содержательной части и перестали выражать существо совершаемого служения, на которое поставляется кандидат. Идея иерархического посвящения и постепенного восхождения из степени в степень получает богословское обоснование, о чем свидетельствует содержание молитв поставления в Византийском евхологии. Служение епископа, судя по содержанию молитв, вбирает в себя основные харизматические служения – пророка, апостола и учителя; в некоторых случаях епископство усваивает даже харизматический дар исцеления; развивается образно-символическое толкование служения старшего, закрепляется учение об апостольском преемстве и посредничестве.
При этом византийские чины делают акцент на степенях служения. В поучении ставленнику в чтеца и псаломщика говорится: «Чадо, чтец – это первая степень священства» и содержится пожелание, чтобы «ставленник достиг более высокой степени, ни в коей мере не постыдив своего избрания»9. В молитве (1) чина поставления дьякона говорится о том, что «хорошо послужившие приобретают себе достойное положение»10. В молитве (1) при поставлении пресвитера о ставлениике говорится, что «он удостоился в этой степени служить святыне слова Твоей Истины» и испрашивается благодать, дабы ставленник творил угодное Богу, «живя достойно этой великой священнической чести»11. Епископ в молитве поставления берет на себя «архиеререйское достоинство», для него испрашивается укрепление благодатью Святого Духа, подобно «помазанию царей» и «освящению первосвященников»12. В молитве (2) епископ называется «распорядителем архиерейской благодати». Он занимает престол Божий, «дабы возносить Тебе жертвы и приношения за весь народ Твой», т.е. уподобляется ветхозаветному первосвященнику. Епископ должен подражать Богу, «истинному Пастырю», и стать «проводником для слепых, светом для пребывающих во тьме, наставником для неразумных и светочем в мире»13. Отметим, что цитата из послания ап. Павла находится в этой молитве в совершенно ином контексте, общий смысл ее – не обличительно-иронический, как у ап. Павла, а сугубо «положительный». Молитва поставления епископа в евхологии Барберини гр. 336 носит иерархический характер и уже не выражает засвидетельствованные собранием дары его старшинства в народе Божьем. Изменения затронули и свидетельство об избрании достойного кандидата. Перемещение возгласа «Достоин!» в завершение чина, которое мы наблюдаем в византийских литургических рукописях, свидетельствует как о редукции избрания, так и о влиянии обрядов коронации византийских императоров, где аналогичный возглас завершал церемонию.
В формировании византийских чинов поставления особую роль сыграли тексты Corpus Areopagiticum. Развитие идеи посвящения, как она выражена у Псевдо-Дионисия Ареопагита («О церковной иерархии», II, 2, 4), имеет свою логику. Вначале она предполагает наличие «посвященных», т.е. членов Церкви, и их отличие от «непосвященных», т.е. всех тех, кто не принадлежит к Церкви. Однако на этом острие учение о посвящении не удержалось и не могло удержаться. Византийская мысль пришла к заключению, что подлинной мистерией посвящения было не крещение, а таинство поставления. Как полагает протопресвитер Николай Афанасьев, «в силу этого большая часть «посвященных» оказалась «непосвященными», т.к. они имели только одно таинство – крещения. Понятие «царственного священства» сузилось, и из него выделились клирики и миряне, которые не имеют священства; в результате «посвященными» оказались только клирики, имеющие священство. «Различие между ними не в служении и не в особом положении. Это – различие вторичного порядка. Различие между ними заключается в различии их природы»14. Поставление становится «посвящением иерархических чинов», возводимый через посвящение в соответствующую степень получает «свой удел» посредством «иерархических священнодействий», само служение состоит в низведении (трансляции) благодати. Постепенно поставление приобретает черты возведения в определенную в должность с закрепленными литургическими функциями; происходит усвоение особенностей харизматических служений иерархическим степеням.
3. Коронование византийских императоров: привнесение элементов византийского литургического чина.
Сходные процессы интеграции происходят и в чинах «поставления», т.е. коронования императоров. Вплоть до середины V века церковь оставалась в стороне от обряда коронации, и в венчании на царство византийских василевсов участия не принимала. Лишь в 457 году в коронации Льва I впервые принял участие константинопольский патриарх. Коронование, совершаемое константинопольским патриархом, следует за основным актом военного коронования и провозглашения. Видимо, процедура была достаточно скромной, поскольку упоминается она в указанных записях не как центральное событие. Постепенное введение в традиционный церемониал коронования, совершаемого патриархом, свидетельствует о возрастающем значении церковной структуры и, естественно, о возрастающей роли константинопольского патриарха. Но, тем не менее, церковное коронование в это время занимает второстепенное положение по отношению к основному акту военной коронации.
Обряд императорской коронации, описанный в основной части Книги о церемониях Константина Багрянородного, представляет иной порядок, который имеет соответствующее литургическое оформление. Придя в храм св. Софии, коронуемый император облачается в мутатории в царские одеяния, потом зажигает свечи, проходит к солее, молится перед царскими вратами с зажженными свечами и входит на амвон вместе с патриархом. Патриарх читает молитву над царской хламидой, после чего чины кувуклия надевают ее на императора. Затем патриарх читает молитву над императорской короной (стеммой) и собственноручно возлагает ее на императора. Народ восклицает: «Свят, свят, свят! Слава в вышних Богу и на земле мир!» И после этого: «Такому-то великому василевсу и автократору многая лета!» В чине коронования императора-соправителя император-отец и его коронуемый сын входят вместе с патриархом на амвон, где на антиминсионе лежат хламида и стеммы. Патриарх читает молитву над хламидой и передает ее великому (старшему) василевсу, а тот с помощью препозитов надевает ее на коронуемого младшего василевса. Затем патриарх читает молитву над стеммами и сперва венчает великого василевса, а потом передает стемму ему, и тогда великий василевс возлагает ее на младшего василевса. В тот же момент димы восклицают: «Достоин!» Согласно Книге о церемониях, к приветствиям во славу императора присоединяются возгласы чисто церковного характера, соответствующие церковным песнопениям. По завершении коронования раздавался возглас народа: «Слава в вышних Богу и на земле мир!» Этими же словами начинается во втором разделе длинный ряд возгласов сначала богослужебного характера, после следуют приветствия императору и пожелания многолетия.
Существуют и литургические описания чина коронования. Чин «посвящения императора» в Евхологии Барберини гр. 336 имеет структуру, сходную с чином поставления епископа: коронуемый стоит как ставленник перед народом, лицом к народу, и в это время произносится дьяконская ектенья. Патриарх молится: вначале в тексте молитвы упоминается помазание Давида пророком Самуилом в цари, и после испрашивается «удостоить помазания елеем радости "верного раба" Своего», далее следуют прошения: «облеки его силою свыше, возложи на его голову венец из камней драгоценных, даруй долгоденствие, вложи ему в десницу жезл спасения, возведи его на престол правды, облеки его во всеоружие Твоего Духа Святого, укрепи его мышцу, покори ему всякий чужой народ, посей в сердце его страх и сочувствие к подданным, сохрани его в чистой вере, сделай его усердным хранителем догматов Твоей Святой Церкви вселенской, чтобы судил праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде, и спас сынов убогих, и стал наследником Царства Твоего небесного, ибо Твоя держава…». После молитвы патриарх облачает императора, возглашая «Мир всем». Царь облачается в мантию, а впоследствии – в далматик, который есть подобие епископского саккоса. Патриарх после облачения читает главопреклонную молитву, в которой молится о царе: «сохрани его под Твоей защитой, укрепи его царство, удостой его всегда творить угодное Тебе, да в дни его возрастет правда и обилие мира, дабы в мире его проводить нам тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте, ибо Ты – Царь мира…». Аминь. И после патриарх берет венец с престола и возлагает на императора, говоря «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Очевидно, что и помазание «елеем радости», и возложение венца с соответствующим посвящением имеет аллюзии с чином крещения. И после коронования, что очень интересно, патриарх, по Евхологию Барберини гр. 336, совершает Преждеосвященную литургию и причащает императора животворящим Причастием. Чин крещения в нормальном случае должен завершаться евхаристическим служением и причащением новокрещеных, а в данном случае мы имеем дело с совершением Преждеосвященной литургии, т.е. вечерни с причастием Преждеосвященными дарами. Таким образом, чин крещения в чинопоследовании поставления императора взят за основу, но совершения полной Евхаристии в VIII в. не предполагается. Символа веры, исповедания пока нет.
Еще один чин, относящийся в XII в., был опубликован Гоаром в Евхологии. В чине приведены целиком читавшиеся патриархом при совершении коронования молитвы, которые Книга о церемониях упоминает, но не цитирует. В тексте Евхология молитвы занимают центральное место, сам чин описан достаточно кратко. Источник чина коронования, опубликованного в Евхологии Гоара, в основном совпадает с восходящими к первой половине IX века коронационными обрядами, включенными в Книгу о церемониях Константина Багрянородного. Более того, в кодексе Barberini III 55 сохранился почти идентичный с опубликованным Гоаром текст, датируемый около 795 г., который показывает, что обряд коронации оставался неизменным, по меньшей мере, с конца VIII до XII вв. Летописи указывают храмы, в которых происходила коронация. Из этих указаний становится очевидным, что на рубеже VI и VII вв. коронация переместилась из ипподрома и дворцовых комнат в церковь.
Наиболее полное описание византийского обряда коронации в заключительной фазе его развития содержит известный трактат Псевдо-Кодина, составленный в середине XIV в. Согласно Псевдо-Кодину, перед коронацией император, придя в храм св. Софии, прежде всего передает патриарху собственноручно написанный и подписанный текст символа веры, сопровождающийся обещаниями неизменно следовать апостольским преданиям, постановлениям всех вселенских и поместных соборов и учению отцов церкви, быть всегда верным сыном и рабом церкви. Вряд ли кто-то усомнится, что символ веры проникает в чин коронации под влиянием чина поставления в епископа, в который входит символ веры, читаемый как исповедание ставленником.
Особое место в чине поставления императора занимает помазание, которое предполагает прощение грехов, а также облачение и причащение, при этом далматик, в который облачается царь, как уже было сказано, ассоциируется с саккосом, а корона – с митрой. Постепенно чин коронования становится все более «литургическим»: он совершается во время полной литургии и в качестве его кульминации предполагается причащение ставленника не преждеосвященными, а освященными дарами. Более того: в русской литургической традиции причащение коронуемых особ мужского пола со временем переместится к престолу (хотя и не сразу), и со 2 половины XVII в. будет происходить у престола в алтаре под двумя видами и раздельно, хотя, следуя Книге церемоний Константина Багрянородного, император причащался на солее перед алтарем, и для него ставился особый престол. У Псевдо-Кодина император уже вводится в алтарь для причащения. Начиная со 2 половины XVII в. (поставление Федора Алексеевича) цари в русской традиции будут вводиться в алтарь царскими вратами и причащаться по чину священнослужителей. Алексей Михайлович причащался после патриарха, до сослужащих патриарху архиеерев и епископов, архимандритов и игуменов и прочих священнослужащих чинов. Павел I вообще причащал себя сам, т.е. причащался так, как не дозволяется причащаться пресвитерам в присутствии архиерея.
Выводы.
Чины поставления на церковное служение епископа, пресвитера и дьякона имеют определенные параллели с чинами коронации византийских императоров, а последние испытывают несомненное влияние литургических чинов – так закрепляется «симфоническое» взаимовляние церкви и византийской империи в богослужебном и государственном обиходе. Взаимовлияние литургических церковных чинов и последований и византийского придворного церемониала красноречиво иллюстрируют литургические чины поставления, в особенности их сравнение с порядком поставлений, который мы находим в литургико-канонических памятниках. Развитие получает идея степеней служения; впоследствии под влиянием византийской имперской системы должностей будет сформирована и структура должностей служителей клира. В то же время постепенно чин византийского коронования приобретает черты богослужебного чинопоследования, а в чины поставления проникает не только традиционная формула-объявление, но и идея степеней и должностей, чуждая до-константиновской парадигме церковных поставлений.
________________
1 Кочетков Георгий, свящ. Тайны и таинства церкви: Опыт современной мистагогии: Православное учение о таинствах покаяния, елео-освящения, брака и священства. М. : СФИ, 2010. С. 89.