Ровно месяц назад, 8 февраля Русская православная церковь вспоминала новомучеников и исповедников, «жизнь свою за веру во Христа положивших». Так зачем вновь и вновь возвращаться к этой теме?
Великий пост – самое подходящее время для трезвения. Для того, чтобы осмыслить, чего в действительности стоит наша вера, нужно хорошо понимать, что ценой за нее может стать спокойствие, благополучие, сама жизнь...
В начале ХХ века в России было 110 тыс. белого духовенства и 100 тыс. монашествующих. В годы репрессий пострадало, по разным данным, от 500 тыс. до 1 млн. верующих. Было репрессировано более четырехсот архиереев, свыше трехсот – расстреляны и умерли в заключении. Только за четыре предвоенных года расстреляно свыше 110 тыс. представителей духовенства. К началу войны в СССР осталось 150 действующих храмов, порядка 300 священнослужителей и три архиерея. Иго безбожной власти продлилось еще без малого пятьдесят лет…
В актовом зале воскресной школы Троицкого храма собрались прихожане и гости. В небольшом помещении разместили несколько стендов из выставки «Не стертые в памяти», а также литературу, посвященную новомученикам и исповедникам.
Вводное слово перед началом встречи произнес настоятель Троицкого храма на Репне, благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев. Он сказал, что новомученики – это молитвенники за нас. И хотя их жития не изобилуют чудесами, они совершили главное чудо – Русская церковь живет, несмотря на то, что по всем законам должна была быть уничтожена. При жизни тех, кого мы сегодня с благодарностью вспоминаем, не было никаких шансов, что ситуация в стране сколько-нибудь изменится.
– Сейчас мы с вами совершали Божественную литургию в храме, который когда-то был разрушен, и еще недавно стоял в руинах. И таких храмов только в Коломне и окрестностях – не один десяток, а по всей стране – тысячи. Все это не в последнюю очередь благодаря молитвам новомучеников и исповедников, которые верили, что наша Церковь возродится.
Ведущий встречи – кандидат исторических наук Виталий Черкасов привел важные цифры: в настоящее время Русская православная церковь чтит память 2575 святых, из них 1776 – новомученики. Это почти две трети! То есть, фактически, наша Церковь – это Церковь новомучеников. Поэтому так необходимо сегодня вновь и вновь обращаться к опыту их жизни.
На встрече было представлено три рассказа о судьбах пострадавших за веру в Коломне (всего их на сегодняшний день 45): о священноисповеднике, епископе Коломенском и Бронницком Феодосии (Ганицком), преподобномученике архимандрите Никоне (Беляеве) и исповеднике, мирянине Иоанне Летникове. Каждый из них прошёл свой неповторимый жизненный путь, прославив Христа.
Священноисповедник Феодосий стал епископом в 1920 году, когда гонения на Церковь уже шли полным ходом. В Коломне закрывались церкви, монастыри, духовенство арестовывали и ссылали. Пустели храмы: одни потеряли веру, другие боялись репрессий. Отток верующих давал возможность властям вполне легально закрывать храмы «за малоприходством». В эти годы владыка Феодосий совершал богослужение в каждом еще открытом храме по очереди, привлекая на службы народ, всячески поддерживал монашескую жизнь. Его проповеди, открытые и смелые, вдохновляли верующих и раздражали власть. Несколько раз владыка подвергался арестам, сидел в Бутырке, отбывал срок на Севере. В 1933 году он освободился и поселился в с. Сушково Луховицкого района, рядом с Казанским храмом (в Коломну ему въезд был строго воспрещен). 3 мая 1937 г. 77-летний епископ отошёл ко Господу и был похоронен за алтарем храма. С 2007 года его мощи находятся в Богоявленском соборе Старо-Голутвина монастыря, а 3 мая отмечается как Собор новомучеников и исповедников Коломенских.
Преподобномученик Никон, будучи еще священником Георгием Беляевым, был известен своей активностью: в селе Чашниково, где он служил до революции, создал общество трезвости, занимался просветительской работой. После смерти отца, настоятеля Троицкой церкви в с. Протопопове близ Коломны священника Николая Беляева, занял его место. Несмотря на трудные времена о. Георгий не брал денег за требы, предоставив возможность прихожанам жертвовать самим кто сколько может. В праздник Крещения Господня он вывесил над церковной папертью плакат: «Религия – свет для народа». У себя на дому организовал воскресную школу не только для детей, но и для взрослых.
Разумеется, эта деятельность не осталась незамеченной: о. Георгия арестовали. В ссылке он познакомился с епископом Феодосием, который постриг его в монахи с именем Никона (к тому времени о. Георгий овдовел). Возвратившись в 1925 году, он стал настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. В 1929 году монастырь закрыли, братию арестовали, о. Никон был отправлен на Соловки. Последний его арест произошёл в 27 ноября 1937 года, а 10 декабря архимандрит Никон в числе других «врагов народа» был расстрелян на Бутовском полигоне.
В селе Протопопове проживал и Иван Леонтьевич Летников, зажиточный крестьянин, впоследствии ставший лесопромышленником. С 1904 по 1929 гг. он был старостой местной Троицкой церкви, которую перестраивал его тесть, Андрей Салтыков. В советские годы в просторном доме Летниковых была организована воскресная школа, где батюшка проводил занятия с детьми и взрослыми. Когда в 1929 году Ивана Леонтьевича арестовали, ему было почти 70 лет. Следователь требовал оговорить тогдашнего настоятеля церкви, священника Иоанна Калабухова, арестованного одновременно с ним. Иван Леонтьевич отказался, обвинения в свой адрес также не подписал, и был выслан в Северный край на три года. Там он скончался 25 октября 1930 года, на руках у сына Александра, также отбывавшего срок в этом лагере. Есть сведения, что хоронили Ивана Леонтьевича с непривычной для лагеря торжественностью, отпевали его священники из заключенных...
Вторая часть встречи была посвящена обсуждению услышанного. Участники пытались ответить на вопросы:
– Что стремились сохранять в Церкви новомученики и исповедники ХХ в.?
– Что нам важно воспринять из их опыта?
– Какую церковь они сохранили для нас своим подвигом?
– Как мы можем свидетельствовать о Христе, вере и Церкви, не закрывая глаза на существующие серьёзные проблемы?
В ХХ веке для Русской церкви сложилась ситуация, неслыханная в предыдущий Константиновский период: государство не только перестало ее поддерживать, но и начало всячески уничтожать. Нужно было учиться жить в этих условиях, не опираясь на административный, государственный ресурс. В каких формах это делала церковь в лице своих лучших представителей – важный опыт для современных православных. Сохранять христианскую свободу, верность, трезвенность – очень важно и сейчас.
Виталий Черкасов подчеркнул:
– До революции ведь было просвещение: были церковноприходские школы, семинарии, духовные академии… Но почему-то все это рухнуло в 1917-м году. Если быть честными, то гонителями церкви ведь были в большинстве православные люди – они были крещены, они исповедовались, причащались… Этот факт требует большого осмысления: в каком состоянии находился русский народ в Российской империи, где церковь была, по сути, государственной и имела безусловную поддержку от государства, и, тем не менее, финал был таким. Вспоминаются слова священномученика митрополита Кирилла (Смирнова), который говорил: «Мы (современные ему архиереи), только и годны на то, чтобы сидеть в тюрьмах». Гонителями новомучеников были бывшие прихожане тех самых новомучеников…
В свою очередь Алексей Мазуров, доктор исторических наук, сказал:
– Новомученики нужны, чтобы нам возгораться и укрепляться в вере. Я это почувствовал в связи с недавними событиями, когда 40 христиан-коптов были казнены буквально «на наших глазах». У них был выбор: если бы они отреклись от Христа, ничего бы не было. Сколько же стоят наши слова и поступки?... Сейчас в нашей стране прославлено около двух тысяч новомучеников. Но еще больше тех, кто новомучениками не стал. Так всегда бывает: явились светильники веры, явились и гонители – кто допрашивал, отправлял в лагеря, убивал... Это хорошо бы помнить, особенно тем (в том числе и православным), кто сейчас повторяет, что «при Сталине порядка было больше». Это примерно то же самое, что римского императора Диоклетиана провозгласить образцом государственного деятеля. Еще очень важно, что все происходило совсем недавно – вот в этих храмах, монастырях, домах. Новомученики ходили по тем же улицам, что и мы с вами, и тем живее для нас прикосновение к их опыту. И в этом залог того, что церковь наша не «этнографический музей».
– Нам надо благодарить новомучеников за то, что они способны были сохранять церковь в невозможных, казалось бы, условиях. Не было храмов – архиереи выдавали священникам антиминсы, чтобы они могли служить «идеже прилучится». Был случай, когда один архиерей подписал антиминс так: «Для служения в походном храме Всех святых» – ясно, что это был за «походный храм». В лагере и антиминсов не было – служили на груди друг у друга, как на мощах (что недалеко было от истины). Вместо просфор и вина – пайковый хлеб да сок лесных ягод… Ничего, фактически, не было – а литургия была! Вот такие удивительные примеры дерзновения были в ХХ веке, – напомнил Андрей Горячев, член Преображенского братства.
В завершение встречи организаторы поблагодарили о. Владимира за предоставленную возможность и участие в ней и подарили книгу «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века» – письма священномученика Михаила Шика и его жены Натальи Дмитриевны Шаховской-Шик. Отец Владимир высказал пожелание, чтобы подобные встречи с показом выставки о коломенских новомучениках прошли и в других храмах Коломенского благочиния, а также в школах и учреждениях культуры.
В Коломне сейчас пишется икона «Новомученики и исповедники Коломенские». Необычность ее в том, что она не будет иметь постоянного места пребывания, а станет «странствующей» из одного храма в другой, по местам служения коломенских новомучеников и исповедников.