Церковь должна быть хранительницей живой памяти народа

Слово священника Георгия Кочеткова в Неделю о мытаре и фарисее, 4 февраля 2012 г.
Убиение алпаевских мучеников. Клеймо иконы новомучеников и исповедников Российских, написанной к их прославлению в 2000 г.
Убиение алпаевских мучеников. Клеймо иконы новомучеников и исповедников Российских, написанной к их прославлению в 2000 г.
Слово свящ. Георгия Кочеткова в Неделю о мытаре и фарисее, 4 февраля 2012 г.

Сегодня начало первой подготовительной недели Великого поста, и завтра на литургии будет читаться притча о мытаре и фарисее. Она призывает нас к тому, чтобы не быть как фарисей, но быть подобными мытарю, который из-за своего смирения ушёл из храма после молитвы более оправданным, чем первый. Для нас это хороший урок, потому что Божьи мысли – не наши мысли и часто наши суждения, наши оценки сильно отличаются от того, что показывает нам Господь, являя свою благодать и милость кающимся грешникам в большей степени, чем праведникам, «не имеющим нужды в покаянии». Конечно, так получается только тогда, когда наше понимание благочестия, а значит, и праведности, не соответствует тому, чему учил нас Христос. Мы слишком часто заблуждаемся в этом отношении, слишком часто наше благочестие и наша праведность действительно, как сказано в Писании, хуже испачканной одежды. Мы не должны надеяться на свою праведность, на своё благочестие. Благочестив тот, кто угодил Богу, а Богу угодил тот человек, который исполнил своё сердце верой, надеждой и любовью, духом свободы, света, братолюбия, который смог простить ближнего даже тогда, когда по-человечески это считается невозможным.

Мы можем и должны в своей жизни трезвенно различать добро и зло, знать, где свет, а где тьма. Но, вынося праведные суждения о том или ином явлении в нашей жизни, о том или ином деле, связанном с конкретными людьми, мы должны помнить, что наши отрицательные суждения никогда не должны перекрывать нашего доброго отношения к людям, к нашим ближним. Даже если мы совсем с ними не согласны – и, может быть, совершенно справедливо, совершенно правильно не соглашаемся с ними, – тем не менее, мы должны оставаться доброжелателями этих людей, мы всегда должны быть за них, а не против них. Как трудно это даётся современным людям, мы с вами очень хорошо знаем; как часто гордыня человеческая, прикрываемая разного рода принципами, мешает воплощению этого основоположного требования нашей веры.

Нам не заповедано никого осуждать к вечной гибели, не заповедано быть истиной в последней инстанции, потому что такой истиной может быть только Сам Господь. Один Христос мог сказать о Себе: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь», – потому что в Нём «пребывает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9). Но никто из нас, даже находясь в Духе Святом, находясь во Свете, о себе этого сказать не может. Поэтому евангельская притча о мытаре и фарисее для нас столь поучительна. Она помогает нам встряхнуться и пересмотреть свои суждения, свое отношение к людям. Надо спросить себя, всегда ли мы за человека – конкретного человека, который предстает пред нами, пред нашим взором, мысленным или реальным? Всегда ли мы – соглашаемся мы с ним или не соглашаемся – хотим этому человеку добра и прежде всего благодати от Бога, высших даров и милостей от Всевышнего, или мы завидуем людям или хотим погубить кого-то, ощущая себя более правыми в том или ином деле, в том или ином умонастроении? Это самый важный вопрос, к которому должна привести нас притча о мытаре и фарисее. Необходимо всем и всегда проверять себя в этом отношении, потому что нам слишком часто приходится видеть, как даже верующие люди, христиане (и не формально верующие люди, не формальные христиане!), тем не менее, ожесточаются и выступают против человека, пусть даже другой раз в очень мягкой форме, внешне смиренной, послушной, но все-таки выступают против человека, особенно против тех, кого часто видят, с кем часто общаются, о ком знают не только положительное, но и что-то отрицательное, пусть даже реально негативное. Будем же, дорогие братья и сёстры, помнить о том, чему нас учит Евангелие, чему нас учит Христос, чему нас учит Любовь Бога-Отца!

Конечно же, у нас есть чем вдохновляться, у нас всегда есть за что и за кого благодарить Бога! Вот и в этом году Неделя о мытаре и фарисее совпадает с памятью всех новомучеников и исповедников российских. А нынешняя церковная традиция нам предлагает вспомнить вообще всех убиенных во время атеистических гонений на церковь, на веру, на людей – даже если они не были страдальцами собственно за Христа. В нашей стране в XX веке люди страдали так, как этого не бывало прежде. Количество этих страданий неисчислимо, а мы совершенно это недооцениваем. Действительно, озёра и даже, наверное, целые реки и моря слёз и крови были пролиты на нашей земле, миллионы, десятки миллионов верующих людей пострадали невинно. Многие отдали свои жизни, а другие подверглись таким испытаниям, что их жизнь, если судить по внешнему, оказалась сломанной, искалеченной, искореженной до неузнаваемости. Люди потеряли все ориентиры. Страх убил во многих веру, убил живые реакции, убил даже простую человеческую радость и способность жить вместе, жить открыто, с доверием, с верой, с надеждой и любовью. Слава Богу, сейчас, в самое последнее время, на разных уровнях и в церкви, и в обществе снова заговорили о том, что нельзя пройти мимо этих страданий и мучений, что нужно воздать страдальцам достойным образом, нужно прославить их – не формально, но внутренне, в сердцах наших. Нужно почувствовать, что открыли эти мученики и исповедники всем нам, нужно воплотить в жизнь их заветы, во всяком случае, лучших из них.

Ещё много и много мучеников не явлено нам. Мы всё время, даже не прикладывая очень больших усилий, обретаем новые и новые имена, узнаём о новых и новых удивительных, и страшных, и величественных обстоятельствах их смерти, их мучений. Но, к сожалению, некоторые люди до сих пор остаются равнодушными. Им хочется жить спокойнее, не отягощать свою память ничем, что может омрачить их спокойную жизнь, их внешнее безмятежие и счастье. Церковь должна быть хранительницей живой памяти народа, потому что без этого невозможно возрождение церкви и самого этого народа. Пока этого возрождения еще не произошло, пока мы не можем сказать, что возродился наш народ, что возродилась наша страна, что возродилась в полноте своей жизни и своих служений наша церковь.

Церковь Христова больше того, что мы сейчас видим, что можем увидеть в наших храмах, монастырях или в христианских семьях, в нашей собственной жизни. Церковь больше всего этого! И мы не можем не только, оглядываясь назад, мечтать о некоем идеальном прошлом, о его возвращении, но мы не можем мечтать и о некоем идеальном будущем. Мы должны всегда делать шаг вперёд! И пусть это кажется нам опасным и страшным. Да, таких людей всегда кто-то будет не понимать, всегда кто-то будет в чём-то подозревать, всегда кто-то будет гнать, а может быть, даже и убивать. Так всегда было, есть и будет на земле со времён адамовых, со времён Каина и Авеля. Но нас не должно это страшить, нас должна вдохновлять сама возможность приобщения к полноте духа и смысла! И кровь мучеников и исповедников российских – это драгоценнейшее украшение всего человечества! Сейчас, когда во всём мире многие люди забывают о своей христианской вере и о возможности её воплощения в современной жизни, сейчас особенно важно свидетельствовать о том, как Бог может действовать именно в наше время. Новомученики и исповедники российские показали, что Бог не просто действует – как Он всегда действовал и действует во всех народах земли, – но Бог творит чудеса! Он посылает Свой свет, Свою любовь, Он призывает нас к Себе, в Своё Царство, чтобы мы могли действительно почувствовать себя людьми, в любых обстоятельствах, какими бы жестокими и страшными они иногда ни были!

Будем, дорогие братья и сёстры, помнить обо всём этом. Будем растворять нашу память о новомучениках и исповедниках веры светом Христова Воскресения, чтобы наше свидетельство о святых Божьих, о Христовых мучениках, приносило людям радость, надежду и счастье! «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31) Истинность этих слов показали на себе, на своём примере наши мученики и исповедники новейшего времени. Поэтому не будем унывать, не будем раздваиваться, не будем сидеть сложа руки. Будем трудиться каждый день для прославления Бога, для прославления Христа в Духе Святом, для прославления Божьей Христовой Церкви! Будем радоваться лицу каждого человека, даже если на сегодняшний день оно ещё несовершенно, даже если его искажают страсти, грехи, сомнения, неверие и, может быть, даже злоба. Будем радоваться не этому неверию или злобе, а будем радоваться тому, что, несмотря ни на что, в человеке сохраняется иконный образ Божий, открывающий всем нам возможность Богоуподобления! «И сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы!» (Пс 81:6) Не будем относить это к прошлому или к какому-то неопределённому контингенту людей, будем относить это к себе и ко всем другим людям, потому что у всех людей есть призвание стать сынами Божьими. Если каждый человек должен стать сыном Божьим, и значит, богом, будем помнить, что это требует от нас всецелой отдачи себя – своего сердца, своей жизни – возлюбившему нас и любимому нами Господу. Будем помнить, что никакие препятствия, внутренние и внешние, на этом пути не могут преодолеть того дара, который дал нам Сам Господь. Только если мы откажемся от него, тогда он не будет в нашей власти, но да не будет этого ни с кем! Пусть все люди, услышав о славе Божьей, о силе Божьей, являемой и в наше время, прославят Его святое имя!

Аминь.

конец!