«Будучи злым нельзя исправить зло»

17 апреля 2014
Более пятидесяти человек собралось 12 апреля 2014 г. в Большом конференц-зале Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького, где состоялся очередной семинар «Л.Н. Толстой: поиск высшего смысла как основа жизни и творчества писателя»

Более пятидесяти человек собралось 12 апреля 2014 г. в Большом конференц-зале Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького, где  состоялся очередной семинар «Л.Н. Толстой: поиск высшего смысла как основа жизни и творчества писателя» из цикла «Русская литература XIX века в контексте христианской традиции». Второй год проходят в библиотеке эти семинары по договору с Культурно-просветительским фондом «Преображение», вызывая неизменный интерес жителей Рязани.

Его ведущая, преподаватель кафедры литературы Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат филологических наук Анжелика Шапурина, проанализировала автобиографический трактат Л.Н. Толстого «Исповедь» (1882), в котором отразились этапы духовных поисков писателя. Участникам семинара было предложено соотнести религиозно-философские взгляды Л.Н. Толстого, выраженные в «Исповеди», с его художественными произведениями.

Для Л.Н. Толстого основным стимулом к созданию художественного произведения был новый взгляд на жизнь. Так, в романе «Война и мир» воплотилось личное откровение писателя о том, что «Бог есть жизнь». Л.Н. Толстой сам сформулировал философию романа-эпопеи: «…заставить любить жизнь в бесконечных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». В романе «Анна Каренина» писатель определил суть современной ему эпохи как идеал, согласно которому жизнь должна быть удовольствием, наслаждением, Именно такое жизнепонимание, по Л.Н. Толстому, приводит к духовному тупику. В повести «Смерть Ивана Ильича» смерть изображается как великий ревизор человеческой жизни. Только на пороге смерти Иван Ильич осознает, что вся его жизнь была «не то», и мучительно ищет ее смысл, неуничтожимый смертью. Идейным основанием романа «Воскресение» является мысль о всепрощении и нравственном самоусовершенствовании человека. В финале романа Дмитрий Нехлюдов находит ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы уменьшить в мире зло и спасти людей. Будучи злым нельзя исправить зло – вот вывод, к которому приходит герой.

До конца своей жизни Л.Н. Толстой считал, что без религиозной веры жить нельзя. С.Н. Булгаков полагал, что писатель всегда «оставался близок к Церкви, соединяясь с ней какими-то незримыми, подпочвенными связями» и что гениальная одаренность позволяла ему подойти «к интимной стороне православия».

На семинаре состоялся живой и заинтересованный разговор, было много вопросов. В семинаре приняли участие гости нашего города из Воронежа. Особую атмосферу создали музыканты Дмитрий (гитара) и Татьяна (альт) Крыловы.

 

Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще