«Брат ты мне или не брат?»

10 августа 2012
В то время как топы российских новостей возглавляют статьи о процессе над Pussy Riot, в фокусе внимания украинских СМИ событие исторической важности – президент Украины Виктор Янукович подписал закон «Об основах государственной языковой политики», который позволяет на официальном уровне использовать русский язык.

Этот закон не ставит русский наравне с государственным языком, однако в тех регионах, где более 10% населения признают его родным, его будут использовать наряду с украинским. Почему же вопрос, на первый взгляд, исключительно политический или националистический, волнует людей церковных?

Отныне в 13 из 27 регионах Украины – в Киеве, Севастополе, Крыму, Сумской, Харьковской, Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Черниговской и Одесской областях – на русском языке смогут вещать телеканалы и радиостанции, выпускаться газеты и журналы (что отчасти происходило и раньше). На русском языке, наравне с украинским, будет вестись документация и делопроизводство органов госвласти и местного самоуправления; любой личный документ (паспорт, свидетельство о рождении или браке, аттестат, водительские права и т. д.) гражданин Украины сможет получить с записью на украинском и на русском языках; русский язык, как и государственный, будет обязательным для обучения в школах и многое, многое другое. Конечно, нормы нового закона начнут действовать в регионе только после того, как русский язык получит статус регионального решением местного совета.

Напомню, что с 1989 года единственным государственным языком на территории Украины, стал украинский, и на протяжении более двадцати лет это оставалось без изменений. Вопрос языка всегда был тесно связан с вопросом обретения национальной идентичности во всех странах – бывших республиках Советского Союза. А вопрос национальной идентичности, в свою очередь, неразрывно связан со стратегией национального развития, с обоснованием независимого существования. В первую очередь, не-зависимого от России, ближайшего соседа, воспринимавшегося некоторыми националистически настроенными украинцами как последний оплот СССР – «империя зла», «колонизатор и угнетатель». Формирование национальной идеи велось часто «от противного» – путем противопоставления украинского самосознания русскому и российскому, при этом, как правило, без отличия от советского.

Все мы прекрасно знаем, что Украина – страна, с которой Россию объединяет история, общие истоки, близкие язык и культура. И ключевым пунктом нашей общей истории является становление Руси – начавшееся с крещения великой княгини Ольги и великого киевского князя Владимира в 988 году (бывшего, кстати, до 980 года новгородским князем), который создал на основе христианского мировоззрения организованное государство – Киевскую Русь. И за два с половиной столетия – вплоть до татаро-монгольского нашествия XIII века – возникла богатейшая культура, прекрасная литература, высокое богословие, единое историческое самосознание и самое главное – единый народ, обитавший на территории от Карпатских гор до Волги, от Черного моря до Белого. Да, в период татаро-монгольского нашествия, период страшных междоусобиц, русьский народ был раздроблен. В XVII веке вновь произошло объединение – вспомним клятву верности Богдана Хмельницкого и всей Переяславской рады в 1654 году и последовавшую за этим интеграцию казацкой знати в российское дворянство в конце того же века. Украинский же национализм и идеи национального сепаратизма начали формироваться только во второй половине XIX века, среди Санкт-Петербургской интеллигенции: создателями течения стали три главных автора украинофильского журнала «Основа» поэт Тарас Шевченко, преподаватели Санкт-Петербургского университета Николай Костомаров и Пантелеймон Кулиш.

Наши народы связывает очень многое, я не хочу здесь излагать краткий курс истории. Однако нельзя не упомянуть о том трагическом периоде, когда и русские, и украинцы (впрочем, как и люди всех других национальностей) безжалостно истреблялись советскими властями. Так, в страшные 1932-1933 годы, годы Голодомора, погибло около 4 миллионов украинцев. Всего же мучительной голодной смертью в эти годы умерли 9,1 миллион человек, то есть кроме жителей Украины, еще 5 миллионов жителей Поволжья, Южного Урала, Северного Казахстана и Северного Кавказа. Разве имеет кто-нибудь из нас – украинец, русский или кто бы то ни было, – моральное право сказать: «В ужасающем тотальном уничтожении людей виноваты только люди такой-то национальности, а мы не при чем»? Общая культура и общие достижения, общие поражения и общая вина, – разве не должно быть следующим шагом наше общее покаяние?

Сейчас более 17% населения Украины – русские, и почти половина населения предпочитает говорить на русском языке. Приведу еще один факт, подчеркивающий в буквальном смысле этого слова «родственность» наших народов: у многих жителей Украины и России есть близкие родственники в соседней стране, а в приграничных областях обеих стран – доля населения, имеющих родителей, детей, братьев и сестер «за границей» возрастает до 40%.

Большинство практикующих верующих Украины исповедуют Православие, причем в центральных, восточных и южных регионах страны православных подавляющее большинство. Самая крупная по численности приходов и священнослужителей Украинская Православная Церковь (Московский патриархат) на 2012 год на Украине насчитывает 12 600 общин – единственная признанная прочими поместными православными церквями православная церковная структура на территории Украины. При этом на территории Украины существует еще несколько юрисдикций, именующимися православными церквами.

И русские, и украинцы по праву гордятся многими общими деятелями культуры, искусства, науки. На многих украинских сайтах среди «известных украинцев» перечисляются композитор Сергей Прокофьев, художник Илья Репин, писатель Михаил Булгаков, академик Сергей Королев; среди известных людей «имеющих украинские корни» - композитор Петр Чайковский, писатель Николай Гоголь, автор одноименного словаря Владимир Даль, врач и ученый-биолог Илья Мечников, кинорежиссер Александр Довженко и др.

Общая история, вера, культура, «родственные связи» – и такое неадекватно пренебрежительное отношение друг ко другу: чего только стоят упоминания о «хитрых москалях» и «жадных хохлах». Историки, как российские, так и украинские, пишут о том, что и у украинцев, и у россиян много сходных черт в сознании и проблем, унаследованных как от более далекого прошлого, так и от коммунистического периода. Одна из негативных – беспамятство, нежелание взглянуть на историю объективно, отставив в сторону националистические и великодержавные предубеждения…

Новый закон о языке пока еще только вступает в силу. Обсуждение законопроекта о языке в Верховной Раде проходило трудно – были и акции протеста оппозиции, и открытые письма на имя президента с просьбой не принимать «взрывоопасный закон», и даже потасовка в самом парламенте. По сообщению украинских СМИ, Виктор Янукович поручил правительству создать экспертную группу для разработки правок в языковой закон, чтобы представить его в окончательном варианте в Верховную Раду 27 сентября. Хочется надеяться, что принятие закона о языках – станет одним из шагов, который будет способствовать возрождению духовного единства наших народов, обновлению неразрывных многовековых связей, память о которых жива и среди россиян, и среди украинцев. Решение этих вопросов имеет принципиальное значение для нашего общего будущего: Россия и Украина – соседи, и для нас так важно оставаться именно добрыми соседями.

Дарья Макеева
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще