«Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья» – именно так описывал московскую традицию купания в проруби на Крещение известный фольклорист XIX века Аполлон Коринфский. Крещенские купания он упоминал в числе других суеверий, бытующих в России. Примечательно, что сегодня, спустя почти сто лет, поверья о том, что крещенская вода «смывает все грехи за год» или уж, по крайней мере, «хорошо влияет на здоровье» чрезвычайно живы.
– Эта традиция общеславянская, но не церковная, а простонародная, – говорит профессор московского Свято-Филаретовского института Александр Копировский. – Погружаются в проруби на Крещение в Белоруссии, Украине, Болгарии…В Греции в воду, независимо от наличия проруби, вначале бросают крест, и его нужно оттуда достать. На Руси действительно ныряли в прорубь, чтобы «смыть» грех участия в святочных гаданиях. Получается, вышибали клин клином. А насчет здоровья – как говорится, возможны варианты. Но даже при лучшем из них не стоит забывать слова Спасителя: «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (Ин 6:63).
Между тем изначально смысл погружения в воду был совсем иным. Первый раз об этом обычае упоминает свт. Афанасий Великий в IV веке, призывая всех христиан погружаться в воду в день праздника Крещения, чтобы вспомнить о Крещении Христа в Иордане. Сама традиция освящения воды произошла от древнего обычая крестить накануне праздника оглашаемых – людей, которые проходили длительный путь научения христианской вере и жизни. После крещения в сам день праздника верующие в Иерусалиме следовали на Иордан, в те места, где проповедовал Иоанн Предтеча. Молитва богоявленского водоосвящения взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка.
Известно, что в древнехристианской церкви Рождество и Крещение Господне праздновались вместе и это был праздник Богоявления, праздник явления в мир Света, нового откровения о Боге и человеке. Как писал отец Сергий Булгаков, издревле этот «праздник называется днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить "сидящих в стране и тени смертной” (Мф. 4:16), и спасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя (2 Тим. 1:9-10), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать накануне его крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников».
После крещения нововоцерковленные причащались Святых Христовых Тайн. Но сегодня зачастую в храмах именно в праздник Крещения причаститься Тайнам Христовым невозможно. В канонах объяснения подобной традиции нет.
– Говорят, это сделано для удобства тех, кто пришел за водой…, – сказал А.М. Копировский. – Когда-то известный поэт хотел, «чтоб к штыку приравняли перо». В качестве метафоры – неплохо. А у нас святую воду приравняли в этот день к Причастию без всяких метафор и без всяких оснований.
Интересно, что уже не первый год накануне праздника Богоявления многие православные священники призывают свою паству не нырять в прорубь, а для разнообразия попробовать придти накануне на Богослужение и попытаться проникнуть в удивительную тайну этого праздника. В этом, возможно, кому-то помогут слова праздничного тропаря: «Когда во Иордане крестился Ты, Господи,/ открылось поклонение Троице,/ ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,/ возлюбленным Сыном Тебя называя,/ и Дух в образе горлицы/ незыблемость этих слов подтвердил./ Явился Ты, Христе Боже,// и мир просветил – слава Тебе!