
Тема нынешних собеседований обозначена как "Христианское учение о браке и семье в свете современных вызовов".
В собеседованиях принимают участие: от Московского Патриархата - архиепископ Берлинский и Германский Феофан, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиерей Владимир Хулап, иеромонах Стефан (Игумнов), иерей Алексий Дикарев, доктор богословия Евгений Пилипенко; от Немецкой епископской конференции - епископ Магдебургский Герхард Файге, викарный епископ Лимбурга Томас Лёр, викарный епископ Хильдесхайма Николаус Швердтфегер, директор Института Иоганна Адама Мелера доктор Йоханнес Эльдеманн, профессор Эрфуртского университета доктор Йозеф Фрейтаг, профессор Института теологии и мира в Гамбурге доктор Генрих-Герхард Юстенхофен, профессор Университета Бохума доктор Томас Зёдинг, профессор Фрайбургского университета доктор Урсула Нотелле-Вильдофойер.
Собеседования начались с приветствий сопредседателей - архиепископа Феофана и епископа Герхарда Файге.
Владыка Феофан в своем приветствии выразил радость от встречи и подчеркнул, что цель сегодняшней встречи - взгляд на проблемы брака и семьи именно в пастырском аспекте, "соединение учения с пастырской практикой": "Жизнь преподносит вопросы, которые надо решать либо индивидуально, либо выработать общий взгляд на них".
Преосвященный Герхард Файге поприветствовал собравшихся от имени председателя Немецкой епископской конференции кардинала Рейнхарда Маркса и добавил, что семья и брак - важная тема, и в Католической Церкви по инициативе Папы Римского Франциска были проведены несколько опросов верующих, кроме того, состоялись два Синода на темы семьи. "Эта тема ставит перед нами вызовы, и ответы на вопросы мы должны искать в контексте любви и истины. Важно не только разговаривать, но и обмениваться опытом". Епископ Файге коснулся также недавно прошедшей на Кубе исторической встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском: "Эта встреча показала, что мы не конкуренты, а братья и сестры".
Первым выступающим был архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Он назвал свое сообщение "Новый Завет о браке и семье" "кратким экзегетическим докладом".
Отец Ианнуарий с самого начала подчеркнул, что места в Новом Завете, где упоминается о браке и семье, хорошо известны, но систематизировать их крайне затруднительно, и все попытки создать некую общую новозаветную систему взглядов на брак грешат произвольностью. В действительности же, по мысли докладчика, "тексты разных авторов и разных преданий больше похожи на пение разных птиц в весеннем саду. Птицы не пользуются единой партитурой, их голоса невозможно "гармонизировать", но их пение мы слышим как прекрасное и одухотворенное. Каждая птица сидит на своей ветке и поет по-своему, ибо Дух дышит, где хочет" (Ин. 3:8).
Далее отец Ианнуарий остановился на каждом из мест Нового Завета, где речь идет о браке и семье. Анализируя высказывания Спасителя, приводимые в синоптических Евангелиях, докладчик пришел к выводу, что брак (как, собственно, и все связанное с Законом Моисеевым) - необходимость исключительно "века сего", а слова Спасителя - "не от мира сего", их надо рассматривать не как юридическую норму: "Их цель не в обустройстве этого мира и не в благоустройстве в этом мире, но в единении человека с Богом". Отец Ианнуарий коснулся также темы брака и безбрачия в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 7), в более поздних новозаветных посланиях - к Ефесянам, Колоссянам, Первое послание к Тимофею, Послание к Титу. Есть еще один евангельский отрывок, связанный с темой брака, - история о браке в Кане Галилейской (Ин. 2:11), но, как подчеркнул отец Ианнуарий, собственно к учению о браке этот эпизод отношения не имеет, но важен в том смысле, что "Своим присутствием и Своим сочувственным участием Иисус Христос освятил брак как богоугодное и радостное учреждение".
В докладе профессора Томаса Зёдинга "Брак и семья в свете Евангелия. Требования, предъявляемые в проповеди Иисуса и в жизни ранней Церкви" речь шла о христианском понимании брака и об эволюции этого понимания вплоть до наших дней. Профессор Зёдинг определяет брак как "пожизненный союз мужчины и женщины в любви Божией", подчеркивая, что представление о христианском браке как моногамном экстраполируется на верность христианина Богу: "Моногамия соответствует монотеизму".
Основным отличием от прошлых веков, которое христианство привнесло в брак, явилось рассмотрение брака как добровольного союза: "Брак - не судьба, а выбор, он не может быть навязан семьей, родными, как в традиционных обществах". Докладчик обратил внимание на то, что христианство, отменив разницу между "эллином и иудеем, рабом и свободным" (Кол. 3:11), также сняла вопрос о власти мужа над женой, принятой в патриархальной семье: мужья любят своих жен, подражая Христу, любящему Свою Церковь.
Коснулся докладчик и темы выбора между браком и безбрачием, назвав этот выбор главным моментом, решающим судьбу человека.
"Новый Завет подталкивает к теологическим размышлениям о браке и семье, - сказал профессор Зёдинг в завершение. - Вера становится действенной благодаря любви. Милосердие Божие ни к чему не обязывает, но способно изменить жизнь".
В развернувшейся затем дискуссии участники обсуждали разницу между православным и католическим взглядом на некоторые аспекты брака и пришли к общему выводу, что главный принцип в пастырской практике - это принцип икономии.
Протоиерей Владимир Хулап в начале своего доклада "Семья как "малая Церковь": некоторые аспекты православного богословия брака" процитировал "Совместное заявление" Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, подписанное в феврале этого года в Гаване: "Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости".
Брак - это зеркало большинства проблем современности, считает отец Владимир: растет число разводов, неполных семей, родители сознательно отказываются от рождения детей. Но именно семья и брак будут определять будущее как христианства, так и всей человеческой цивилизации.
В рамках доклада отец Владимир коснулся некоторых аспектов православного богословия брака. Оно ярко отражено в святоотеческой мысли. Святой Иоанн Златоуст называет христианский брак "малой церковью", а святой Климент Александрийский - "малым царством", предвосхищающим полноту Царства Божия. "В христианском браке супруги призваны к достижению и осуществлению кинонии - не просто потенциальной, но реальной связи христианина с Богом и ближним в полноте обновленной жизни, - отметил докладчик. - Поэтому христианские супруги соединяются в "единую плоть" (Быт. 2:24), в том числе и на высшем уровне метафизического единения - в качестве семьи становясь "причастниками Божественного естества" (2 Петр. 1:4).
В докладе был освещен взгляд современного православного богословия на тему брака. В частности, один из самых крупных богословов нашего времени Павел Евдокимов пишет: "Брак восстанавливает изначальную природу человека, а супружеское "мы" предвосхищает и предызображает "мы" не той или иной конкретной пары, но мужского и женского начала в их целостности, Адама восстановленного и исполненного в Царстве". Были процитированы некоторые места из книги протоиерея Иоанна Мейендорфа "Брак в Православии" и сочинений протоиерея Александра Шмемана, где он касается богословия брака. Во время дискуссии, последовавшей за докладом, отец Владимир Хулап заметил, что книг православных авторов на тему семьи и брака недостаточно.
Доклад немецкого профессора Йозефа Фрайтага "Понимание брака в Католической Церкви: ретроспектива исторического догматического развития в свете современности" ответил на вопрос, что именно называется браком как в Церкви, так и в светском обществе. Под воздействием различных политических и социальных факторов обряд заключения брака носил изначально юридический характер, чтобы, публично засвидетельствованный, он мог защитить прежде всего права женщины. С течением времени решение о вступлении в брак перешло от родителей и клана к самим брачующимся, поэтому главным критерием стало их свободное взаимное согласие. В XVII-XVIII веках секулярные браки приобретают тот же статус, что и церковные. Сейчас в Германии можно заключить церковный брак, не регистрируя его в органах ЗАГС.
Профессор Фрайтаг заметил, что Восточная и Западная Церкви едины с точки зрения догматики: брак - это взаимный союз, благословленный Богом.
Также был затронут вопрос брака и безбрачия, монашества, аскезы, уделено внимание рождению детей как цели брака, сформулированной на Втором Ватиканском Соборе.
По окончании заседания его участники отправились в собор Феодоровской иконы Божией Матери. Настоятель протоиерей Александр Сорокин провел краткую экскурсию по нижнему и верхнему храму. После этого клирик храма иерей Кирилл Киселев с матушкой Людмилой рассказал о семейном служении общины. Уже около пяти лет несколько раз в году приход вместе с французской католической общиной "Chemin Neuf" устраивает выездные встречи для семейных пар, где у них есть возможность открыть новый смысл пребывания в браке.
После этого гости были приглашены в храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", где состоялась встреча с настоятелем протоиереем Вячеславом Хариновым и ужин.