«Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России» А.И. Солженицын
Почему книгу «Бодался теленок с дубом» называют «литературным феноменом выдающегося значения в литературной и общественной борьбе»? Каков жанр и смысл названия произведения? В чем уникальность истории создания и издания «Теленка»? Какова проблематика книги? Что давало силы Солженицыну выстоять, несмотря на «всю чудовищную травлю, оскорбления, преследования»? – на все эти вопросы пытались ответить в ходе семинара его участники.
Семинар был посвящен 50-летию написания исходной версии очерков литературной жизни «Бодался теленок с дубом» и прошел в рамках многолетнего сотрудничества Культурно-просветительского фонда «Преображение» с библиотекой. Он стал важным событием, завершающим Фестиваль национальной книги «Читающий мир».
Открыла семинар директор библиотеки Наталья Николаева Гришина. Затем все услышали аудиоприветствие Наталии Дмитриевны Солженицыной, адресованное участникам этого семинара (аудиозапись от 19 сентября этого года). Она отметила, что «Бодался теленок с дубом» - «это веселая, яркая, сильная книга, которая учит каждого из нас, что если ты в чем-то убежден, то ты и один в поле воин...». И в заключение Наталия Дмитриевна сказала: «Вот вы – участники того, что называется – бессмертие писателя».
Исследователи творчества Солженицына обратили внимание на своеобразие заглавия книги «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни». Это начало пословицы: «Бодался телёнок с дубом, да рога запропастил». Профессор Женевского университета славист Жорж Нива писал, что «на самом деле, бодаясь с дубом, телёнок скорее отращивает себе рога». Существует интерпретация заглавия книги как символа экзистенциального поединка одной личности и мировой силы. «Образ-символ теленка, пусть не повалившего дуб, но показавшего, что против дуба можно бороться и выжить, помогает понять, как Солженицын воспринимал свою жизнь в СССР»*. Поединок Солженицына с властью напоминает библейский сюжет, когда Давид вышел на бой с Голиафом с именем Божьим на устах и одной пращой.
Интересна история создания и издания «Теленка». Об этом рассказала Надежда Николаевна Чернова, заместитель директора по организации социокультурной деятельности и связям с общественностью Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького. Весной 1967 года написана исходная часть книги, а три Дополнения в ноябре 1967, феврале 1971 и декабре 1973. В феврале 1974 (уже в Швейцарии) написано четвертое Дополнение. В таком составе «Бодался теленок с дубом» был впервые опубликован по-русски в 1975 в парижском издательстве ИМКА-пресс. Пятое Дополнение «Невидимки» написано в 1974-1975 годах, а полный текст «Теленка» впервые был опубликован на родине в журнале «Новый мир» в 1991 году.
Цель написания этой книги, по определению Александра Исаевича Солженицына, состояла в том, чтобы «развеять жестокую и трусливую потаенность, от которой все беды нашей страны». И это писателю вполне удалось. Участники семинара обратили внимание на поэтику боя в «Теленке», которая отражена уже в самих названиях глав: «Обнаруживаясь», «На поверхности», «Подранок», «Петля пополам», «Прорвало!», «Душат», «Встречный бой». По мнению Жоржа Нива, «"Теленок" – это больше, чем повествование о борьбе – это повествование, ставшее орудием борьбы».
Очерки охватывают период жизни и творчества писателя с 1960 по 1974 год. В главе «Писатель-подпольщик» Солженицын пишет: «Безопасность приходилось усилить всем образом жизни, в Рязани, куда я недавно переехал, не иметь вовсе никаких знакомых, приятелей, не принимать дома гостей и не ходить в гости – потому что нельзя же никому объяснить, что ни в месяц, ни в год, ни на праздники, ни в отпуск у человека не бывает свободного часа; нельзя дать вырваться из квартиры ни атому скрытому, нельзя впустить на миг ничьего внимательною взгляда...». И все-таки многолетнее писание в стол уже больше не удовлетворяет Солженицына. Через Льва Копелева он передает в «Новый мир» рассказ «Щ-854» («Один день Ивана Денисовича» в окончательной редакции), после публикации которого в ноябре 1962 года Солженицын сразу становится знаменит.
Участники семинара заметили, что Солженицын особое внимание в «Теленке» уделяет ситуациям нравственного выбора: он сам их проходит с величайшим достоинством и бесстрашием, но того же хочет и от других. В писателе все больше укрепляется уверенность, что он – орудие в руке Божьей. В концовке основного корпуса «Теленка» он восклицает: «Не я весь этот путь выдумал и выбрал – за меня выдумано, за меня выбрано». И особенно точно и лаконично говорит о своем предназначении, завершая третье Дополнение такими словами: «Еще многое мне и вблизи не видно, еще во многом поправит меня Высшая Рука...То и веселит меня, то и утверживает, что не я все задумываю и провожу, что я – только меч, хорошо отточенный на нечистую силу, заговоренный рубить ее и разгонять. О, дай мне, Господи, не переломиться при ударах! Не выпасть из руки Твоей!».
Солженицын осознает свое высшее предназначение, «вложенную цель»: «...моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих поздних лагерных открытий». («Теленок», гл. «На поверхности»). Писатель остается верен ей до конца, понимая, что он не может рисковать, не может обнаружить себя раньше времени – «Надо горло поберечь для главного крика» («Теленок», гл. «Прорвало!»).
И этот «главный крик» состоялся: Архипелаг закончен и отснят на пленку, вышел на Западе «Круг первый», опубликован там же «Раковый корпус», 8 октября 1970 года присуждена Нобелевская премия «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Начинается травля писателя, арест, лишение гражданства, изгнание...
Именно об этом периоде жизни Солженицына писала одна из «Невидимок», главная помощница писателя Елена Цезаревна Чуковская («она была как бы начальник штаба моего, а верней – весь штаб в одном лице»): «...Выводы, которые я сделала, глядя на Солженицына в те годы (а я много его видела), что именно и один в поле воин. Один человек может все. Он сделал то, что считал своим долгом: сохранил память об этой эпохе, сохранил голоса людей, погибших друзей. Он выжил и поэтому должен был рассказать об их судьбе. Это ему давало такую силу, что, несмотря на всю ту чудовищную травлю, оскорбления, преследования, ужасную жизнь, он выстоял».
В заключение семинара участники отметили роль первого издателя Солженицына – Никиты Алексеевича Струве в жизни и творческой судьбе Солженицына. В одном интервью Никита Струве, отвечая на вопрос «Как можно обозначить его (Солженицына) основное послание нам?», сказал, что «Все его творчество – это реабилитация человека в самом бесчеловечном веке»**. Для рязанцев памятным событием остается встреча с Никитой Алексеевичем Струве и Наталией Дмитриевной Солженицыной в рязанской библиотеке им. Горького в 1993 году.
Участники семинара сделали вывод, что книга «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни» глубоко раскрывает идейно-эстетические позиции Солженицына. Его творчество по мнению исследователей «литературоцентрично», а в оценке Никиты Струве — и «христоцентрично».
Cеминар прошел 7 октября - в тот самый день, только 23 года назад (7 октября 1994 года), вернувшись на родину из изгнания, Александр Исаевич Солженицын выступал в стенах этой библиотеки.
Елена Звягинцева
Фото Екатерины Звягинцевой
* О.И. Малышкина Поэтика заглавия книги А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни // «Аспирант и соискатель», № 6, 2009, с. 30
** 11.08.2008. «Благовест-инфо».