В день рождения Николая Николаевича Неплюева, аристократа, основателя православного Крестовоздвиженского братства, мы публикуем доклад Наталии Игнатович «"Да будем миротворцы и удостоимся быть признанными Тобою чадами Твоими...": Трудовое братство Николая Неплюева в России в конце XIX – начале XX века». Доклад впервые был прочитан на XXII международной конференции по православной духовности в монастыре Бозе (Италия), прошедшей с 3 по 6 сентября с.г.
Мой доклад посвящен православному трудовому братству Николая Неплюева, возникшему в России в конце XIX века. В его название вынесена строчка одной из молитв, составленных Николаем Неплюевым: «Да будем миротворцы и удостоимся быть признанными Тобою чадами Твоими…» [Неплюев. Звуки души, 86]. Миротворчество Неплюев понимал в нескольких смыслах: как примирение людей с Богом, ради чего и воплотился Христос, как примирение человека с другим человеком и со всем творением, и как дружную совместную деятельность для достижения благоденствия народов путем мирного прогресса. В своем докладе я постараюсь раскрыть, как воплощалось это понимание миротворчества в практике жизни трудового братства и расскажу о личности Николая Неплюева и его основных концепциях.
В конце XIX – начале ХХ веков имя Неплюева было хорошо известно. В созданное им братство приезжали посетители со всего мира. Многие из них становились близкими друзьями братства. В России такими друзьями стали епископ Калужский Макарий (Троицкий), принцесса Евгения Ольденбургская, профессор Московской духовной академии Михаил Тареев, профессор Киевского университета протоиерей Павел Светлов. Многие из посетителей братства впоследствии публиковали статьи о братстве или вступали в полемику на страницах печати с его противниками. Протоиерей Павел Светлов в своей работе «Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания» писал о том, что сочинения Неплюева «среди духовного мира заслуживают самого серьёзного внимания и широкого распространения» [Светлов, 41].
Из Франции в Воздвиженск приезжал аббат Альбер Грасье, которого познакомил в Париже аббат Фернан Порталь. По словам Грасье, он был «ошеломлен, как и Порталь, и уже спустя несколько недель, прибыл в Воздвиженск» [Данилова, 367]. Там он жил полтора месяца, отлучаясь только на воскресные мессы в польскую католическую церковь. Спустя некоторое время по возвращении домой аббат Грасье получил письмо от Неплюева, которое свидетельствует о сложившихся между ними братских отношениях: «Месье аббат, дорогой и милейший друг, брат во Христе, посылаю вам ваш диплом почетного члена братства…Мы все вас любим…Молитесь за нас. Преданный вам Неплюев» [Данилова, 368]. Русское путешествие аббата Грасье обернулось для него неприятностями во взаимоотношениях с шалонским епископом, запретившему ему ездить в Россию. Однако вплоть до революции 1917 года аббату Грасье удавалось поддерживать отношения с братством и приезжать в Воздвиженск.
После октябрьской революции 1917 года православная церковь в России испытала тяжелые гонения. Имя Николая Неплюева, как и многие другие имена, были преданы забвению. Многие члены братства были репрессированы, испытали ссылки и лишения. В Воздвиженске, где жили члены братства, вместо школы была устроена колония, братский храм был вначале перенесен в другое село, а впоследствии сожжен, большинство братских домов было разрушено. Только после падения советской власти мы стали снова открывать эти имена и восстанавливать память об этих людях.
Так произошло и с именем Николая Неплюева. В начале 1990-х годов Преображенское православное братство, членом которого я являюсь, впервые узнало о Николае Неплюеве и его Крестовоздвиженском православном трудовом братстве. Мы прочитали его сочинения, нашли в архивах документы, связанные с его историей, познакомились со многими потомками членов этого братства. Сегодня Преображенское братство прилагает большие усилия по восстановлению исторической памяти о деятельности Николая Неплюева. Мы переиздаем его сочинения, был снят фильм «Братство в наших сердцах», в ряде российских городов с успехом прошла выставка «Он не преклонился пред силою факта», посвященная Неплюеву. Мы хотели бы, чтобы опыт братского движения в ХХ веке стал вдохновением для всех, кто хотел бы жить в церкви в христианском единстве и мирной деятельности, на основах любви к Богу и к ближнему.
Итак, кто же этот человек, ставший основателем трудового братства? Неплюев был богатым и родовитым аристократом: среди его родственников – члены правящей династии Романовых. Он получил юридическое образование, успел поработать советником в Императорском Посольстве в Мюнхене. В 1878 году он внезапно отказывается от дипломатической карьеры, возвращается в Россию и поступает вольнослушателем в Петровскую земледельческую академию, что было нонсенсом для знатного аристократа. По окончании академии он возвращается в свой родной Воздвиженск и берет на воспитание 10 детей из нищих крестьянских семей. В 1885 году он открыл сельскохозяйственную школу для мальчиков, а в 1891 — такую же школу для девочек.
В школах детям преподавали сельскохозяйственные науки, а также русский язык, литературу, историю, физику, химию, биологию и другие предметы. Однако была и другая, высшая и главная цель, ради которой и были основаны школы – воспитать учащихся в любви к Богу и ближним. Неплюев был христианином с горящим верой сердцем, поэтому он смог зажечь этой верой и своих маленьких воспитанников. В школе родилась уникальная система воспитания, которая включала в себя элементы катехизации, участие в молитве и таинствах, а также учила жизни вместе. Старшие школьники опекали младших, помогая им стать на путь христианства.
В 1889 году первые выпускники вместе с Неплюевым основали Крестовоздвиженское православное трудовое братство. Впоследствии преподавателями становились лучшие выпускники школы, вступившие в братство. Воспитательная система Воздвиженской школы оказалась плодотворной: примерно 2/3 выпускников по окончании обучения становились членами братства.
Основная идея Неплюева заключалась в необходимости покаяния христиан в жизни без Бога. Естественным плодом покаяния станет объединение в христианские братства. По мнению Неплюева, братство должно устраиваться на трех основаниях: вера, любовь и труд.
Неплюев стремился широко распространить идеи братства, поэтому выступал с лекциями, публиковал книги и брошюры, ездил за границу для знакомства с общинным и братским опытом в православии и в других христианских конфессиях. Все его публикации пронизаны духом веры и братства.
Как Неплюев понимал идею братской жизни? Братство было для него не одной из сторон жизни, но всей жизнью целиком. Он считал братство делом воплощения веры. Само Царство Небесное он понимал как братство Христа, Его апостолов и всех святых. Поэтому уже на земле нужно научиться жить на братских основаниях, даже если рядом нет реального братства, членом которого можно стать. Неплюев вслед за апостолом Иоанном повторяет, что если человек любит Бога, он не может не любить брата. Поэтому всякий «рожденный от Бога» будет стремиться к общей жизни с другими христианами.
«Рожден от Бога» тот, кто целостно стал достоянием Божьим. Для того и пришел на землю Христос, чтобы совершить великое дело миротворчества – примирить человека с Богом, а через Него — и со всем творением [Неплюев. Путь веры. По поводу Собора. 60–62]. Примиряясь с Богом и становясь Его достоянием, христианин обретает и братолюбие к тем, кто, как и он, возлюбил Господа. Неплюев утверждает, что стремиться к единомыслию и единодушию с теми, кого любишь, для христианина вполне естественно [Неплюев. Беседы о братстве, 205]. Так рождается христианское братское единение для мирного осуществления добра в жизни.
По мнению Неплюева, христиане призваны подражать Христу в деле миротворчества, поэтому они должны делать все для того, чтобы и другие люди обретали мир с Богом и становились достоянием Божьим [Неплюев. Путь веры. По поводу Собора. 62]. По сути, это означает усилие миссии и катехизации, хотя сам Неплюев в своих сочинениях почти не использовал этих слов. Однако созданное им Крестовоздвиженское трудовое братство он называл «проповедью делом» [Неплюев. Путь веры. По поводу Собора. 18], а в основанных им школах детей готовили к сознательной церковной жизни по вере, совершая, фактически, оглашение или катехизацию.
Особое значение придавалось совместному труду. По мысли Неплюева, труд был священной обязанностью братолюбия [Неплюев. Отчеты, Ч. 1. 101]. Созданное им братство неслучайно называлось трудовым. Общая жизнь невозможна без совместного труда, при этом неважно, каким трудом будет заниматься братство – сельскохозяйственным, ремесленным, торговым или просветительским. Важно, чтобы объединяла людей не внешняя форма, но любовь к Богу и ближним, дух братской любви. Образцовое братское хозяйство воплощало в себе христианское отношение к обществу, экологии и труду.
Культура труда воспитывалась в братстве с детских лет: прививалось бережное отношение к времени, вещам, природе. В братстве работали все. Дети и подростки приучались помогать старшим и выполняли несложные работы. «Ко всякому труду надо относиться честно, стараясь исполнить его возможно лучше и скорее. <…> Дурная работа – воровство времени, имеющего большую ценность, и злоупотребление доверием тех, кто заинтересован в успехе вашей работы», – не раз повторял Неплюев [Неплюев. Трудовое братство и школы, 14-15].
В братстве был принят принцип «опрятной, здоровой, дешевой и изящной простоты» [Неплюев. Трудовое братство и школы, 15], иными словами братчики трудились не ради личного богатства. Неплюев неоднократно повторял, что в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не имеют самодовлеющего значения и не являются конечной целью. В братстве важно избегать экономической борьбы за более выгодный труд. Любой труд, который братство считает полезным, должен оцениваться и оплачиваться одинаково. При этом нужно, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.
В первые годы братство трудилось на землях, фабриках и заводах, принадлежащих Неплюеву. В 1901 году Неплюев передал все свое имущество стоимостью около 5 миллионов франков в дар братству [Об определении должностных лиц, 50-53]. В собственность братства перешли земли, лесное хозяйство, парк, школы, детский приют, храм, больница, братские общежития, сады, скотоводческая и птицеводческая фермы, винокуренный, свекло-сахарный и литейно-механический заводы, мельницы и другое имущество. Впоследствии были устроены фруктовая фабрика, молочно-сыроваренный цех, коптильно-колбасный цех, два лесопильных и кирпичный завода, столярный цех. Все сельскохозяйственное сырье и природные ресурсы, имеющиеся на территории имения, перерабатывались до готового продукта.
Обустройство братского быта тоже было передовым для своего времени. Так, первая локальная телефонная сеть Siemens на территории братства появилась в 1898 году. На полях братства были устроены летние душевые кабинки – редчайшее бытовое удобство для русской деревни начала ХХ века. В 1919 году в братстве была установлена автономная электростанция [Авдасёв, 25].
В братстве успешно применялись передовые технологии, использовалось новейшее техническое оборудование, выводился племенной скот и создавались новые сорта плодовых деревьев. Его продукция неоднократно получала медали на различных выставках. Так, например, плодовая продукция братского сада на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года получила золотую медаль. Многие братчики и их потомки после разгрома братства советской властью успешно работали, применяя полученный в братстве сельскохозяйственный опыт. Так, например, братский агроном Семен Федорович Черненко до 1918 года создал 17 новых сортов яблони и груши, а после разгрома братства советской властью переехал по приглашению известного селекционера Ивана Мичурина в город Козлов (ныне Мичуринск Тамбовской области), где активно работал над выведением новых сортов плодовых деревьев. В 1947 году он был награжден государственной премией, которую отдал семье репрессированного члена братства Андрея Фурсея. Эти деньги помогли им выжить в трудное для них время.
Хозяйственной жизнью Братства руководил Хозяйственный совет, подчиненный Братской Думе – руководящему органу братства, возглавляемому блюстителем Н. Неплюевым. Каждый братчик входил в состав одной из десяти общин, или, как их называли в братстве, братских семей. Община образовывалась по виду профессиональной деятельности. Она возглавлялась старшим, жила в одном доме, собиралась вместе на молитву, трапезу и еженедельные собрания всей общины. Приготовлением трапезы, уборкой по дому и наблюдением за маленькими детьми занимались дежурные сестры – члены общины. Неплюев считал, что каждый братчик обязательно должен быть членом определенной общины: реальность братолюбия проверялась общей жизнью с братьями. Этому придавалось принципиальное духовное значение – иначе невозможно по-настоящему полюбить все братство.
Неплюев обращал внимание на необходимость не только профессионального труда, но и труда духовного. Кроме общих утренних и вечерних молитв в братских семьях-общинах и в школах, существовали молитвенные собрания для «особо ревнующих». В школах и братствах периодически устраивались беседы по вопросам веры и жизни с целью «пробуждения христианского самосознания», без которого невозможна «сознательная, деятельная жизнь мирян на лоне христианского прихода» [Краткие сведения, 9].
По воскресным и праздничным дням в Крестовоздвиженском храме служились литургии, которые совершал братский священник. Братство имело уникальное право выбирать настоятеля в братский храм. В России нигде больше приход не участвовал в выборе священника. Однако даже в этой благоприятной для братства ситуации найти своего священника удалось только в 1903 году, спустя десять лет после возведения и освящения братского храма. Им стал отец Александр Секундов, ставший впоследствии участником Поместного собора Православной Российской церкви 1917/18 гг. и разделивший в 1930-х годах участь сотен тысяч священнослужителей православной церкви в советском государстве – 8 января 1938 года он был расстрелян [Следственное дело по обвинению Секундова 1937 года, 48].
К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви» [Неплюев. Братские союзы, 176]. Все храмовые обязанности несли члены братства. В хорошую погоду богослужения совершались не в храме, а на природе, под открытым небом. В праздничные дни члены братства одевались в белое, чтобы подчеркнуть красоту и торжественность праздника.
По воскресным и праздничным дням, после литургии, братство собиралось на братские собрания, в которых заслушивались тематические рефераты, устраивались общие чтения и беседы. Вечерами обыкновенно собирались в доме блюстителя, чтобы провести время в непринуждённом братском общении, читая вместе полученные письма, музицируя или что-то обсуждая.
В братстве была прекрасная библиотека и большинство братчиков были образованными людьми. Один из посетителей братства, Аркадий Тюменев, вспоминал: «Помнится, когда мы шли смотреть их работы на опытном поле, то проходили мимо стада породистых свиней, которых пас […] воспитанник школы. Один из гостей полюбопытствовал заглянуть в книгу, которую читал интеллигентный пастух. Оказалось, что он читал изложение философского учения Бенедикта Спинозы» [Тюменев, 106].
В начале ХХ века в России нарастали революционные настроения. Неплюев отчетливо ощущал приближение революционной катастрофы. «[...] человечество быстрыми шагами идет [...] к кровавому потому анархии. [...] Необходимо торопиться. Скоро будет слишком поздно. Ураган злобы и борьбы, как легкую соломинку унесет редкие попытки заменить борьбу мирным единением в братолюбии», — пишет он в 1904 году в брошюре «Война или мир» [Неплюев. Война или мир? 10-12].
С этого времени главным для него становится собирание людей для дела миротворчества. Он призывает к объединению в одну партию всех людей доброй воли, без различия национальностей и вероисповеданий, желающим достичь благоденствия страны путем мирного прогресса. «Необходимо, чтобы соединились все люди доброй воли и сознательно приняли на себя роль живой совести и миротворца» [Неплюев. Всероссийское братство. Собр.соч. 159]. Для этого он пытается создать светскую организацию – «Партию мирного прогресса». В брошюре, посвященной целям и задачам этой партии, Неплюев пишет: «Мы хотим немедленной, дружной работы на дело мирного созидания, понимая, что каждый день промедления увеличивает социальную опасность, делает более невозможным путь мирного созидания, увеличивая неизбежность грубой борьбы и злого, нелепого дела варварского разрушения» [Неплюев. Партия мирного прогресса, 10].
Еще более важно для Неплюева создание православного «Всероссийского братства» с центральном братством в Петербурге и его отделениями в провинциях. «Цели умиротворения и единения могут быть достигнуты деятельностью Всероссийского Братства, которое, соединяя людей доброй воли на всем пространстве нашего обширного отечества, было бы организацией, стремящейся пробудить общественную совесть и умиротворить жизнь» [Неплюев. Всероссийское братство. Собр.соч. 161].
Главная задача этого братства – «святое дело оздоровления души народной и содействие всем людям доброй воли, всем добрым силам сплотиться и организоваться на лоне приходов, оживляя и оздоровляя тем жизнь прихода, возвращая приходу его жизненное значение здоровой, живой клетки живого здорового организма Церкви поместной. [...] Мы должны сознавать, что это святое и неотложное дело спасения отечества и миллионов чад Русской православной церкви» [Неплюев. Всероссийское братство: в Киевскую комиссию, 4-5].
Братство в приходе можно будет учредить только тогда, когда для большинства членов прихода это станет насущной потребностью. Для этого необходимо целенаправленно готовить людей к этому, устраивая братские собрания, беседы и сплачивая людей между собой.
Неплюев успел написать проект устава Всероссийского братства и опубликовать несколько статей на эту тему, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел гриппом. Несмотря на болезнь, он продолжал работать и даже читал публичные лекции по приглашению Петербургской духовной академии. 21 января 1908 года он скончался, не дожив до исполнения своих мрачных предостережений, которые осуществились в годы революционной анархии.
Крестовоздвиженское братство стало свидетелем Первой мировой войны и революции 1917 года. В 1925 году его руководители были репрессированы, братство прекратило свое существование, а братские школы были преобразованы в советские.
Тем не менее, дело братства продолжилось. В эти годы создает свое братство ученик и последователь Неплюева епископ Макарий (Опоцкий). Его братство имеет свои особенности, продиктованные необходимостью существовать в условиях богоборчества и репрессий. Однако два главных аспекта остаются в его деятельности неизменными, как и у Неплюева: это сама идея общей братской жизни и понимание необходимости христианского просвещения.
Безусловно, опыт создания братства Николаем Неплюевым уникален. Он может вдохновлять каждого, кто хотел бы быть учеником Христа и исполнять Его завет о миротворчестве. Разобщенности и розни мира сего можно противопоставить лишь христианскую любовь и общение, единство духа в союзе мира в общинах и братствах. Вслед за Неплюевым мы и сегодня могли бы повторить: «Да будем миротворцы и удостоимся быть признанными Тобою чадами Твоими…».
Архивные материалы:
Архив Управления ФСБ по Новгородской области
1. Следственное дело по обвинению Секундова 1937 года = Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г. / Архив Управления ФСБ по Новгородской области.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
Ф. 3431. — Священный Собор Православной Российской Церкви.
2. Собор: Отдел о богослужении = Священный Собор Православной Российской Церкви: Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме / ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283.
Российский государственный исторический архив (РГИА)
Ф. 398. — Департамент Земледелия
3. Об определении должностных лиц = Об определении на службу должностных лиц Воздвиженской сельскохозяйственной школы, 1885 г. / РГИА. Ф. 398. Оп. 49. Д. 16352в. – 98 л.
Литература:
4. Авдасёв = Авдасёв В.Н. Социально-экономические основы Крестовоздвиженского трудового братства // Механізм регулювання економіки. 2009. № 1. С. 16-30.
5. Данилова = Данилова О.С. Россия глазами французского «славянофила». Аббат Альбер Грасье. Мои религиозные впечатления от России. Из фондов архива Центра исследований ИСТИНА (Париж) // Россия и Франция: XVIII–XX века. Выпуск 9. М.: Наука, 2009. С. 366-388.
6. Краткие сведения = Краткие сведения о православном Крестовоздвиженском трудовом братстве. Чернигов: типография губернского правления, 1905. – 80 с.
7. Неплюев. Беседы о братстве = Неплюев Н.Н. Беседы о Трудовом братстве. Частное ответное письмо священнику Иванову. — 2-е изд., исправл. М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. – 392 с.
8. Неплюев. Братские союзы = Неплюев Н.Н. Братские союзы в учебных заведениях // Собрание сочинений: В 5 т. Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, 1901–1908. Т. 3. С. 170–228.
9. Неплюев. Война или мир? = Неплюев Н.Н. Война или мир? Боевой или мирный прогресс? Что полезнее для человечества? [Публичная лекция для неверующих]. Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, 1904. – 32 с.
10.Неплюев. Всероссийское братство: в Киевскую комиссию = Неплюев Н.Н. Всероссийское братство: В Киевскую комиссию, вырабатывающую устав его. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1907. – 15 с.
11.Неплюев. Всероссийское братство. Собр.соч. = Неплюев Н.Н. Всероссийское братство // Собрание сочинений: В 5 т. Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, 1901–1908. Т. 3. С. 131–169.
12.Неплюев. Звуки души = Неплюев Н.Н. Звуки души. М.: МОО «Культурно-просветительский центр “Преображение”», 2012. – 112 с.
13.Неплюев. Партия мирного прогресса = Неплюев Н.Н. Партия мирного прогресса: Ее идеальные основы и жизненная программа. Глухов: типография А.К. Нестерова, 1906. – 42 с.
14.Неплюев. Отчеты, Ч. 1 = Неплюев Н.Н. Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства. Ч. 1. М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. — 224 с.
15.Неплюев. Путь веры. По поводу Собора. = Неплюев Н.Н. Путь веры. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. – 2-е изд. - М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2010. – 256 с.
16.Неплюев. Трудовое братство и школы = Неплюев Н.Н. Трудовое братство и школы его. Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, 1900. – 123 с.
17.Светлов = Светлов П., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование: [Идея Царства Божия в русском богословии: Н.Н. Неплюев] // Богословский вестник. 1904. Т. 1. № 1. С. 1-41.
18. Тюменев = Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Харьков: типография губернского правления, 1898. – 162 с.