Аристократизм сословный и духовный

В чем же заключалось историческое призвание русского помещика? На этот вопрос на журфиксе Московского Дворянского Собрания ответила Наталия Игнатович, магистр богословия, преподаватель Богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте
Наталия Игнатович и Олег Щербачев
Наталия Игнатович и Олег Щербачев

Журфикс – слово, звучащее непривычно для слуха постсоветского человека – означает определенный день недели в каком-либо доме, предназначенный для регулярного приема гостей (с французского  jour fixe — фиксированный день). На журфикс Московского Дворянского Собрания, который прошел 4 апреля в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. Боголюбова, была приглашена Наталия Игнатович, исследовательница жизни незаурядного общественного деятеля, педагога, религиозного мыслителя, аристократа Николая Николаевича Неплюева (1851-1908).

Предводитель Российского Дворянского Собрания Олег Щербачев, представив исследовательницу, отметил, что выбор личности Николая Николаевича Неплюева для дворянского собрания не случаен, так как он является «представителем старинного дворянского рода, однородцем Романовых»:

— Неплюевы, как и Колычевы, и Шереметевы, происходят от Андрея Ивановича Кобылы: от его праправнука по прозвищу «Неплюй» пошли Неплюевы. Весь XVIII и весь XIX век Неплюевы занимали высокое положение, например, папа Николая Николаевича был предводителем Черниговского дворянства.

Олег Щербачев предложил Наталии Игнатович рассказать о том, как случился переворот в жизни Николая Николаевича Неплюева, который от дипломатической и юридической деятельности перешел к сельскохозяйственной и педагогической.

Свой рассказ исследовательница начала с описания рода Неплюевых, восходящего к древним прусским королям. В детстве Николай был ребенком мечтательным и чутким к любви. Он любил подолгу молиться и читать Евангелие. В юности он пережил кризис веры, совпавший с годами учебы в Императорском Санкт-Петербургском университете. Его мировоззрение в эти годы формировалось под влиянием книг и увлечения философией.

Спустя полгода после окончания университета Николай Неплюев оказался на службе в Императорском посольстве в Мюнхене. Очарованность балами и раутами вскоре сменилась ощущением пустоты и бессмысленности. Именно в этот период он пережил мистическое откровение, кардинально изменившее его жизнь. Он увидел себя в избе, беседующим с крестьянскими детьми; общение с ними было наполнено радостью: «Я понял, что в то время, как я никому не нужен в Мюнхене, на родине моей, в деревне я, напротив, необходим для блага многих душ живых, неподготовленных историческим прошлым для новой жизни на свободе, предоставленных самим себе среди моря искушений и нищеты окружающей жизни. Я понял, что и для меня это единственный способ осмыслить мою жизнь, помириться с ней». Любопытно, что спустя пять лет этот сон сбылся наяву во всех своих подробностях. «Раз я находился совершенно в той обстановке, в какой видел себя во сне за пять лет до того; действительность повторила сон в мельчайших подробностях, и, вот, когда вошел священник и начал именно тот разговор, который вел со мной в сонном видении, память об этом сне вернулась ко мне с такой ясностью, что память подсказала мне и конец еще не доконченной речи», — писал он впоследствии.

С этого момента молодой дворянин осознает целью своей жизни труд просвещения народа. После двухлетнего обучения в Петровской земледельческой академии, Неплюев возвращается в свой родной Ямполь. Осенью 1880 года он публикую свою первую брошюру «Историческое призвание русского помещика», посвященную размышлению о новом положении русского общества после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В ней он обращает внимание на необходимость искупить грех отцов, веками владевших крепостными человеческими душами, и для этого взять на себя труд просвещения, нравственного воспитания и сельскохозяйственного образования крестьянских детей. Призыв Николая Неплюева вызвал град ядовитой критики, однако это испытание не угасило его решимости.

По возвращении в деревню, Николай Николаевич посоветовался с местными священниками и жителями, и отобрал на воспитание десять детей. Основой воспитания этих детей становятся Библия и любовь к ним воспитателя. Отдельное внимание Николай Неплюев обращал на установление добрых, братских отношений между детьми. Вскоре отец выделил ему в полную собственность хутор Воздвиженск, и в 1885 году там была открыта мужская низшая сельскохозяйственная школа.

В первые же годы ее существования сложилась уникальная педагогическая система, выросшая из практики школьной жизни. Целью школы было обучение сельскохозяйственным наукам и христианское воспитание. Важными сторонами педагогической деятельности Николая Неплюева были интеллектуальная, эстетическая, физическая составляющие воспитания. Однако все они должны были занимать вторичное место по отношению к христианским добродетелям веры и любви. Детей приучали также к простоте материальной обстановки и постоянному труду. Неплюев считал необходимым создать такую материальную обстановку для своих воспитанников, какую они в состоянии будут иметь всю жизнь. Он не хотел приучать их к роскоши, понимая, что они не смогут самостоятельно в дальнейшем заработать на такой уровень жизни.

При этом, как отметила Наталия Игнатович, сам Николай Николаевич принципиально не опростил свою жизнь, подобно графу Л.Н. Толстому. Будучи по рождению богатым барином-аристократом, он, поселившись в деревне и посвятив себя крестьянским детям, остался барином до конца своих дней. На этот счет у него была четкая позиция: «Если бы я покинул привычки моего круга, то легко многие из богатых людей могли бы извинять себя в нежелании следовать моему примеру тем, что эта деятельность сопряжена с опрощением и различными непосильными лишениями, вплоть до измены дорогим заветам сословия и фамилии». Его принципиальной позицией было не опускаться до народа, а поднимать его до своего уровня.

В августе 1889 года было основано Крестовоздвиженское трудовое братство. Незадолго до этого, Н.Н. Неплюев вместе с А. И. Фурсеем совершили паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, где исповедовались у старца Гефсиманского скита Варнавы и вместе причастились. Старец Варнава благословил Н.Н. Неплюева на создание братства, а А.И. Фурсея — на помощь Неплюеву в этом деле. Впоследствии братство пополнялось выпускниками обеих школ и людьми со стороны.

Устав Православного Крестовоздвиженского трудового братства был утвержден в 1893 году. 16 сентября 1894 года указом Александра III братство было наделено правами юридического лица. 8 октября 1894 года вышел Указ Синода об открытии Братства. 22 июля 1895 года состоялась торжественная церемония открытия Братства.

29 декабря 1901 года Николай Николаевич Неплюев оформил дарственную, утвержденную старшим нотариусом при Нежинском окружном суде, по которой все свое состояние передал Крестовоздвиженскому трудовому братству.

В общественной деятельности Николая Неплюева отчетливо выделяется период 1904-1907 гг. В это время все его труды посвящены теме путей выхода из социально-политического кризиса российского общества начала ХХ века. Он точно диагностировал болезнь, охватившую общество: борьба всех со всеми на всех уровнях — политическом, национальном, социальном, экономическом, религиозном. По мнению Николая Николаевича, проблема кроется в критическом духовном состоянии общества и выход может быть только один: отказ от борьбы и переход к созидательной деятельности. Этого можно достигнуть путем покаяния, возвращением к духу знаменитой уваровской триады «православие, самодержавие, народность» и восстановлением соборности в жизни церковной и государственной. Необходимо также обратить внимание на оздоровление прихода и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Программу церковного и государственного обновления Н.Н. Неплюев мыслит как единое целое: сознательный христианин будет и сознательным гражданином. Для объединения добрых сил и пробуждения церковного самосознания он инициирует создание церковной и светской организаций: Всероссийское Братство и Партию мирного прогресса как светский союз с этическими целями. Как признавался сам Николай Николаевич, все его симпатии были на стороне религиозного братства, однако необходимо было считаться с реалиями жизни и поэтому нужно создать и светскую партию, которая могла бы объединить людей нецерковных, но стремящихся к мирной созидательной деятельности.

В заключение встречи Наталия Игнатович отметила удивительную открытость Николая Николаевича не только близким ему людям, но и всей России, ее лучшим представителям, с которыми он готов был встречаться и общаться. Он искал этого общения, искал соборности в том деле, которым занимался. Не отказываясь от аристократии социальной, сословной, он становится еще и аристократом духовным. Н.А. Бердяев отмечает, что аристократия не есть сословие или класс, аристократия есть некоторое духовное начало. Свойство аристократизма — щедрость, а не жадность. Истинная аристократия служит другим, служит человеку и миру. Она — жертвенна и благородна. Миссия истинной аристократии — не столько восходить к ещё не достигнутым высшим состояниям, сколько нисходить к состояниям низшим. Все это было воплощено в жизни Николая Неплюева. Он был одним из лучших представителей своего сословия, видевшего свою миссию в служении царю и отечеству. Его сердце болело за судьбу церкви и своего отечества. И он не просто переживал, а проявлял свою ответственность, прилагая максимальные усилия для противостояния той страшной пропасти, которую он предвидел и в которую Россия вскоре упала.

Участники журфикса задавали множество вопросов: о судьбе братства и братчиков в советское время, о точках пересечения Н.Н. Неплюева с Л.Н. Толстым, о том, как воспринималась его критика искажений церковной действительности и многие другие. Говоря о наследии Неплюева и основанного им Крестовоздвиженского братства, Игнатович рассказала о епископе Макарии (Опоцком), последователе Неплюева, основавшем несколько братств, и его духовной дочери Екатерине Ивановне Пикиной.

В завершение встречи ведущий журфикса Олег Щербачев поблагодарил за интересную тему и духовную пищу, побуждающие к дальнейшему размышлению.

Дарья Макеева


Фото Екатерины Бим


загрузить еще