
Как ни странно, в СССР отца Сергия Гаккеля многие знали — несмотря на то, что сам он здесь бывал крайне редко. Но люди ухитрялись слушать на Би-Би-Си его знаменитые радиопередачи, которые он делал вместе со своей коллегой Фаиной Яновой. Его эфиры как будто раздвигали границы духовного опыта и сознания слушателей. Он приглашал на радио митрополита Антония Сурожского и других людей, говоривших всегда свободно и открыто, их вера заражала и вдохновляла даже через радиоэфир. Со временем появилась книга «Мать Мария» – первое и лучшее жизнеописание матери Марии (Скобцовой), канонизация которой в Западно-Европейском экзархате Константинопольской православной церкви произошла в первую очередь благодаря усилиям отца Сергия. Приезжать в Россию он смог после перестройки. Вот как о нем вспоминает духовный попечитель Преображенского братства и ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков:
– О. Сергий Гаккель был человеком необыкновенной внутренней свободы. Когда мы с ним общались, то я всегда чувствовал, что он один из тех редких людей, которые всегда говорят, что думают, на которых не просто можно положиться, но которые имеют свою духовную и церковную позицию. И это позиция евангельская, это позиция духовной свободы и любви, любви милосердной, созидательной и в то же время любви всеобъемлющей.
Это сразу бросалось в глаза в личном общении, но чувствовалось и по радио, и в книге отца Сергия. Он действительно был человеком высокой культуры, церковным деятелем необыкновенной духовой свободы и чистой совести.
Отец Сергий вроде бы казался «не от мира сего», но при этом был абсолютно в курсе всего, что происходит в мире. Все вокруг было ему равно интересно. Его интересовала природа, его интересовали люди. Веселость, подчас комичность была неотделима в нем от высокой серьезности. Кто-то назвал его большим ребенком – ребенком в евангельском смысле («будьте как дети»): ведь дети тонко чувствуют фальшь и без оглядки отзываются на любовь.
Многолетняя его коллега по религиозной программе «Воскресение» Фаина Янова как-то назвала его «английским джентльменом и русским интеллигентом». В нем действительно обитала какая-то спокойная тихая интеллигентность.
Отец Сергий Гаккель был настоящим другом Преображенского братства и Свято-Филаретовского института (СФИ). Он был членом Попечительского совета Института, часто выступал на ежегодных международных конференциях СФИ. Отец Сергий всегда был готов прийти на помощь всем нуждающимся, будучи сам человеком, необыкновенно скромным, бессеребреником. Многие еще помнят его поношенную рясу. Он никогда не рассчитывал на внешний эффект – ни в своем облике, ни в своих передачах.
В 1990-е гг., когда Преображенское братство о. Георгия Кочеткова находилось в полной информационной изоляции как церковной, так и светской, не имея возможности отвечать на потоки клеветы, захлёстывающие все существовавшие на тот момент «эфиры», о. Сергий был одним из немногих, кто безбоязненно приглашал к себе на передачу о. Георгия и других неангажированных участников событий (в одной из этих передач поднял свой голос в защиту о. Георгия и братства митр. Сурожский Антоний).
Главным делом отца Сергия стала канонизация матери Марии (Скобцовой). В этом ему было близко Преображенское братство, которое первым в постсоветской России выступило за ее прославление. Отец Сергий везде, где мог, говорил и писал о матери Марии, в том числе и на конференциях СФИ. Небольшой фрагмент из его доклада мы публикуем ниже. В нем – ответ на вопрос, чем была дорога для него мать Мария. Он прекрасно понимал, как важны ее взгляды на церковное служение, соборность и свободу сегодня в православной церкви.
Из доклада о. Сергия Гаккеля на конференции СФИ «Язык Церкви»:
«Мать Мария не говорила о мировой скорби обобщенно, она ее не представляла как безликое начало. Отнюдь нет. В своих писаниях о «мистике человекообщения» она настаивала, что человекообщение как раз приводит каждого к признанию достоинства и уникальности того, кто нуждается в поддержке. Ведь «человек есть образ и подобие Божье, храм Духа Святого, нетленная икона Божества», – писала она. А это значит, что каждому христианину подобает преклоняться перед таким проявлением Божьим и, не жалея сил, служить ему.
И тогда станет ясно, что личное служение – совсем не одиноко, оно является соборным. Ибо здесь, по словам матери Марии, мы встречаемся с основным проявлением соборности, а именно - с соборностью лиц во всей их полноценности и полноте. Ибо «из соборности, от лица мы исходим». При этом «мы различаем каждое лицо во всей его полноте».
Таким образом, даже каждое личное служение объединяет каждого со всеми. И голос Церкви обогащается не только отдельными личностями, как мать Мария, а всеми, кто собою тушит скорбь земли».
Сергей Алексеевич Гаккель родился 24 августа 1931 г. в Берлине, в семье русских эмигрантов-петербуржцев. Род Гаккелей в третьем поколении происходил из Литвы. Семья была православной, принадлежа к московской юрисдикции Русской церкви; из-за этого в конце 1930-х гг. она подверглась преследованию нацистов и была вынуждена эмигрировать. С 1940 г. Сергей жил в Англии. В 1952 г. окончил Оксфордский университет. В 1958 г. рукоположен в сан дьякона, в 1964 г. – в сан священника (Московский патриархат, Сурожская епархия). Доктор философии. Десять лет преподавал в средней школе, был доцентом, потом профессором на кафедре общеевропейских наук университета Сассекса (1964-1989 гг.). С 1984 г. до самой кончины - редактор религиозной программы Русской службы Би-Би-Си. Был членом епархиального совета Сурожской епархии, исполкома британского и ирландского Совета церквей. Являлся членом православно-англиканского общества свв. Албания и Сергия. В течение тридцати лет был редактором православного журнала «Соборность».
Со дня основания в 1964 г. прихода Рождества Христова в г. Льюис был его настоятелем.
Член Попечительского совета Свято-Филаретовского института.
Собиратель наследия м. Марии (Скобцовой), автор посвященной ей книги, переведенной с английского на русский и ряд других европейских языков. Содействовал ее церковному прославлению (вместе с еще несколькими новыми русскими святыми), состоявшемуся в 2004 г.
Скончался 9 февраля 2005 г. в день памяти священномученика Димитрия Клепинина, новомученика, входившего в кружок м. Марии в Париже.