9 февраля по случаю выхода в свет сборника «В ком сердце есть – тот должен слышать время...»* в библиотеку семейного чтения Центрального административного округа Москвы пришли замечательные, любимые и очень уважаемые гости: Елизавета Михайловна Шик, дочь расстрелянного в Бутово священника; Мария Валентиновна Шмаина, вдова отца Ильи Шмаина; Виталий Александрович Шенталинский с супругой, председатель комиссии по творческому наследию писателей, репрессированных в нашей стране, автор известных книг «Рабы свободы», «Донос на Сократа», «Преступление без наказания» и других; известный хирург-флеболог Эдуард Недирбаевич Айтаков.
Что же объединило этих людей? Духовное сопротивление злу и насилию, тема, которая определила многое в их жизни и стала главной в статьях, вошедших в сборник.
Организаторы встречи – члены малого православного Благовещенского братства, входящего в состав Преображенского братства, выбрали особый день для презентации - воскресенье, празднование памяти новомучеников и исповедников российских.
Встречу вели Алексей Наумов, президент культурно-просветительского фонда «Преображение», председатель Благовещенского братства и Татьяна Авилова, секретарь группы «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства. Татьяна Авилова рассказала о содержании сборника «В ком сердце есть – тот должен слышать время» Она процитировала Ольгу Седакову, которая говорила, что у нас есть история репрессий, но совершенно не написана история сопротивления тоталитаризму, и поэтому надо встречаться и писать эту историю на бумаге и в сердцах. Авторы сборника ставят задачу осмысления советского прошлого, последствия которого трагически отзываются в настоящем. Примеры сопротивления машине зла тоталитарного режима и преодоления тупиков истории можно увидеть в личных судьбах исповедников веры, людей доброй совести, свободного творчества, о которых рассказывает книга. Живые свидетельства о таких людях приносили гости презентации и ведущие.
Елизавета Михайловна Шик рассказала, что в переписке ее родителей, которая началась еще до мировой войны, ее мама Наталья Дмитриевна (урожденная Шаховская) пишет: «Как сделать, чтобы людям было лучше?». А отец отвечает: «Надо делать не чтобы людям было лучше, а чтобы люди были лучше». И в 1913 г. он пишет, что слова Господа из Евангелия: «Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от себя, возьмет свой крест и следует за Мной», ударили его в самое сердце. В этом сердце уже тогда жило желание быть со Христом и нести свой крест. И когда он крестился уже в 1918 году, своим небесным покровителем выбрал князя Михаила Черниговского, говоря, что ему, еврею, этот образ очень близок и потому, что он любит Россию и русскую культуру, и потому, что этот русский князь пострадал за свою веру.
Дети очень рано почувствовали, что им нельзя жить как все, даже если и хотелось. Например, ходить в кино, так как кинотеатр был устроен в закрытом храме. После ареста отца Михаила, Наталья Дмитриевна не боялась принимать в своем доме гонимых священников. И в этом тоже было духовное сопротивление: делать то, что ты считаешь нужным и верным, несмотря на запреты и гонения.
Мария Валентиновна Шмаина поделилась тем, что главная, волнующая ее всю жизнь тема – сопротивление. С одной стороны, сопротивление было всегда, и при Сталине, и после Сталина, и даже в наши дни. С другой стороны, люди, которые в этом жили и живут, так не говорили. Они жили. Мария Валентиновна (в девичестве Житомирская) – дочь замечательных и незаурядных людей, настоящих интеллигентов, знавших и любивших европейскую и русскую культуру. Мария Валентиновна вспомнила забавный случай, рассказанный ей родителями. В их дом постоянно приезжали, ночевали и жили друзья, которые уже отсидели по политическим статьям, или из ссылки отправлялись в лагерь, или скрывались. И пятилетней Маше было сказано: «Станут тебя спрашивать про этих дядей и тетей, которые у нас бывают, то ты говори только, что ничего не знаешь, и никаких других слов». И это пригодилось, когда через несколько дней после этого разговора девочка была у соседей, они поили ее чаем с конфетами, и спрашивали: «А как зовут ту тетю, которая у вас сейчас живет?»
Когда Марии исполнилось 14 лет, она познакомилась с Илюшей Шмаиным и его друзьями. После того, как в их маленький кружок был заслан провокатор, всех ребят посадили, кроме Марии Валентиновны. Наверное, просто потому, что полагалось за политику сажать с 16 лет, а ей только-только исполнилось 15. Дальше был лагерь, и на лесоповале будущий отец Илья навсегда освободился от коммунистических идеалов, вернувшись оттуда глубоко верующим христианином.
– Наши писатели, – сказал Виталий Александрович Шенталинский, – заметили, что антропологический тип человека в России менялся дважды за ХХ век.
Первый раз это произошло мгновенно после революции. Многие, например Н.А. Бердяев, поражались, что вот случился 1917-й год и тут же появились новые, ни в чем не сомневающиеся люди, «хозяева жизни» в кожаных тужурках. Откуда они взялись? Такое же случилось в годы перестройки, когда появился так называемый «новый русский», который тоже ни в чем не сомневался.
Он прочел свое стихотворение «Спасо-Андроников монастырь»:
С вечного неба на смертную землю годы слетают, как листья.
Музей Андрея Рублева – ни одной иконы его кисти.
В монастыре его нет ни одного монаха,
И облако дыма висит, как смирительная рубаха.
И какой-то малыш спрашивает у мамаши:
«А лица у древних людей были такие, как наши?»
Вспоминали на встрече об исповеднике веры – о. Павле Адельгейме, убитом 5 августа прошлого года. Марина Наумова, член Преображенского братства, напомнила присутствующим, что в презентуемом сборнике напечатаны воспоминания отца Павла о святых людях, среди которых он вырос. Отец Павел был убежден в том, что злу надо сопротивляться, не впуская в себя дух агрессии, присущий злу, и сохранять принцип стояния за правду Божию, веру и верность Христу и Церкви.
Ведущий Алексей Наумов, подводя итог встречи, сказал, что нередко люди впадают в уныние от нашего прошлого: они ищут героев и находят их среди злодеев. Но в нашей недавней истории есть люди, которыми действительно можно гордиться, вспоминать их как победителей. Это важно для всех, что есть в истории опыт победы и на него можно опираться.
* В ком сердце есть – тот должен слышать время...: Русская катастрофа XX века и перспективы преодоления ее последствий. Выпуск 2-й - М. : Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2013. – 210 с. – илл.