Наше современное общество практически не соотносит себя с церковными и историческими реалиями и даже противится такому соотнесению. Особенно это характерно для людей постсоветского пространства, где обществу, дай Бог, ещё только предстоит появиться. Поэтому люди не помнят и исторических дат, а если им о них и напоминают, то нередко лишь с какой-то утилитарной целью. Но 1030-летие Крещения Руси это ещё и попытка привлечь внимание к истории, к корням, ко всему тому, что выворочено и выморочено, потому что есть люди, которым не хочется продолжать своё безродное и беспамятное существование, а хочется чего-то более прочного, определённого и живого, потому что глубокие корни – это знак более глубокой жизни. А отсутствие корней – как правило, знак того, что это или жизнь на один день, однодневная, обыденная, или вообще отсутствие жизни.
Если выносить эту дату в социально-политический контекст, то понятно, что происходящее в отношениях между Украиной и Россией – совершенно бесперспективно и слишком вредно для обеих стран. Ведь современная Украина и современная Россия не являются традиционными территориальными и национальными образованиями, а представляют собой лишь советское наследие. Всё, что происходит сейчас в этих взаимоотношениях, останется в исторической памяти как что-то разделяющее, создающее образ врага из своего ближайшего родственника и соседа.
Вдруг стало выгодно держать в забвении, что по большому счёту мы один народ, исходящий из одной Руси. И не надо никакую часть этого народа ставить выше другой: то, что сейчас находится в рамках Украинского, или Российского, или Белорусского государства, – это всё равные части, и никто не должен превозноситься над другим или думать, что одна часть может учить другую. Это очень плохо понимают как власть имущие, так и простой народ, в том числе церковный. Хотя православная церковь, надо отметить, здесь высказывается более скромно и сдержанно, если не брать сектантские образования, где чувство меры отсутствует полностью и правда искажается. Слава Богу, что в церкви этой вражде всё-таки полагается какой-то предел. Хотя этого мало и, конечно, надо делать больше.
Ещё с празднования 1000-летия Крещения Руси ставится вопрос: нужно ли русскому народу второе крещение? Но всё дело в том, что под этим понимать. В каком-то смысле после советского времени второе крещение нужно всем нам. Нужно очиститься от скверны тех ужасных грехов, преступлений, которые в массовом масштабе совершались на всех территориях одинаково: и на украинской, и на российской. Или почти одинаково. Всё-таки за весь советский период Центральная Россия была разорена в наибольшей степени, но мы не можем из этого делать вывод, что кому-то из постсоветских стран не нужно второе крещение. Только это должен быть не просто обряд, не просто совершение таинства, а что-то более глубокое, экзистенциальное, духовное, целожизненное и даже мистическое. Господь Бог должен как бы снова сойти на нашу землю, чтобы присутствовать в нашей жизни, в нашей истории. Но для этого нужно её очистить покаянием всех за всех, даже за врагов. Поэтому наше Преображенское братство каждый год 30 октября, в День памяти жертв советских репрессий, молится в том числе и за расстрелянных палачей – просто по долгу христианской совести. Революция научила нас молиться за врагов, как об этом писал ещё в 1919 году Максимилиан Волошин. Нам важно это воспринять, понять и довести до конца, потому что покаяние до сих пор не произошло. Ни о каком покаянии бо́льшая часть народа в нашей стране ещё ничего даже не слышала, уж не говоря об окраинах бывшей Российской империи, где это совсем плохо воспринимается. Все думают, что виноват кто-то другой – русские или ещё кто-то, но не думают о том, что им самим надо в первую очередь покаяться. И второе крещение – в духовном смысле – как очищение и обновление народа сейчас было бы необходимо. А если иметь в виду просто церковный обряд, таинство, то речь, конечно, не об этом.
Покаяние – необходимый, но не последний шаг к исцелению народа, преодолению вражды и беспамятства. Мало просто обернуться назад – надо смотреть вперёд и идти вперёд, но для этого нужно освобождение от греховного груза, от греховных навыков, от инерции жизни, от подавленности и раздвоенности. Нужно освобождение от зависти, злобы, обид, ненависти, жестокости и бесчеловечности! Надо научиться смотреть на каждого человека как пусть и попранный, пусть почти разрушенный, но образ Божий, призванный к богоуподоблению. Вот что самое главное, но этого мы пока, к сожалению, не видим. И напоминание о том, что произошло 1030 лет назад, может этому помочь.