В Великом Новгороде почтили память епископа-катехизатора Макария (Опоцкого)

29 ноября митрополит Новгородский и Старорусский Лев отслужил панихиду и заупокойную литию по епископу Макарию (Опоцкому)
Епископ Макарий (Опоцкий)
Епископ Макарий (Опоцкий)

Сегодня, 29 ноября, исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося пастыря, миссионера, основателя нескольких православных трудовых братств епископа-катехизатора Макария (Опоцкого). Об этом напомнил в своем слове по завершении Божественной литургии митрополит Новгородский и Старорусский Лев. Владыка охарактеризовал епископа Макария как замечательного проповедника, кратко рассказал о его жизненном пути. Владыка напомнил о письме епископа Макария Патриарху Тихону, в котором он просил святителя не назначать его на кафедру, но благословить на миссионерское и просветительское служение. Как подчеркнул митрополит Новгородский и Старорусский Лев, сейчас важно восстанавливать память о новомучениках и исповедниках Российских, известных и безымянных подвижниках, которые собирали народ, и в тяжелые годы гонений боролись за Церковь, несли служение Христово вплоть до смерти. По его словам, «их подвиг – то семя, на котором и мы взошли, и продолжаем на своем месте служение Христу и служение ближним своим». Владыка упомянул о том, что когда епископа Макария арестовали и заставляли отречься от братства, он отказался, так как для него отречься от братства было равносильно отречению от Церкви и от Христа.

Затем в Софийском соборе была отслужена панихида. После этого митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил заупокойную литию на могиле владыки Макария (Опоцкого). В слове после литии, обращенном к прихожанам Софийского собора, сотрудникам и учащимся Новгородского духовного училища, членам Преображенского братства и студентам Свято-Филаретовского института, участвовавшим в богослужении, владыка Лев говорил о необходимости возрождения миссионерской проповеди, проповеди практической, воплощенной в собирании и просвещении людей, как это делал епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий).

Краткая биография владыки Макария (Опоцкого)

Николай Михайлович Опоцкий, впоследствии – епископ Череповецкий Макарий, родился 16 ноября 1872 г. в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел. Он начал учиться с 7 лет, закончив сначала сельскую школу, а потом – Белозерское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию по второму разряду. По окончании семинарии 14 сентября 1895 г. он был назначен учителем Юрьевской школы грамоты Старорусского уезда. Уже через год, 6 августа 1896 г. Николай Михайлович был рукоположен в дьякона Любнинской церкви Старорусского уезда. Вскоре, 2 марта 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония и назначение заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.

Отец Николай Опоцкий был женат и имел трех дочерей – Татьяну (род. 03.01.1896 г.), Марию (род. 02.01.1899 г.)* и Антонину (род. 29.05.1902 г.). В 1902 г. он овдовел, вероятно, его жена умерла от осложнений после родов. 24 июля 1902 г. отец Николай отправил прошение на имя Преосвященного Арсения (Стадницкого), епископа Волоколамского, ректора Московской Духовной академии. Он сообщил, что желает продолжить обучение в Духовной академии. Также он писал о факте своего неожиданного вдовства и о том, что он имеет твердую решимость принять иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре у раки преподобного Сергия Радонежского, которого особо почитал. Епископ Арсений (Стадницкий) благословил принять отца Николая в число студентов, и он был зачислен на LXI курс академии. На первом курсе отец Николай Опоцкий окончательно утвердился в выборе монашеского пути.

Во время учебы в академии (около 1904-1905 гг.) отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851-1908) – потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). Это стало важнейшим событием в его жизни. Знакомство с Н.Н. Неплюевым открыло отцу Николаю опыт братского домостроительства как истинную жизнь во Христе. Побывав в братстве, отец Николай навсегда разделил и полюбил идею братской жизни, которую видел как путь обновления церковной жизни.

В 1906 г. состоялся очередной выпуск студентов, среди которых был отец Николай Опоцкий. Отец Николай защитил кандидатское сочинение на тему «Образ Господа Иисуса Христа, как Учителя» и получил диплом со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии. Текст его кандидатского сочинения не сохранился, но в академическом журнале «Богословский Вестник» была опубликована рецензия на его работу. Рецензент, ректор академии епископ Евдоким (Мещерский)**, высоко оценил сочинение отца Николая.

После окончания академии отец Николай вернулся в Новгородскую губернию. Им двигало горячее желание трудиться во имя Христа на ниве просвещения своего родного народа. Он осознавал все проблемы современной приходской жизни и понимал, что «где тьма беспроглядная, там нужен яркий свет веры и любви» (Опоцкий Н., свящ. «Идеальная община и путь к ее восстановлению: (Два доклада о приходе и его реформе»)). Именно поэтому он направился не туда, где, как он говорил, ему «было бы легче, спокойнее и почетнее», а в Велебицкий приход, на свою малую родину. 14 марта 1908 г. отец Николай был назначен настоятелем храма во имя св. Иоанна Богослова в с. Велебицы и заведующим всех школ прихода.

В том же году отец Николай основал Велебицкое трудовое братство. Однако оно просуществовало недолго: в июле 1910 г. Новгородский архиепископ Гурий (Охотин)*** закрыл братство, а отца Николая устранил от заведывания и законоучительства Велебицкой церковно-приходской школой.

За время служения в Новгородской епархии отец Николай Опоцкий был удостоен нескольких наград: в 1901 г. он был награжден набедренником, в 1909 г. – скуфьею, а в 1914 г. – камилавкой. С 18 мая 1910 г. он состоял помощником благочинного, а с 1915 г. нес служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ. Однако это служение не было продолжительным: после революции 1917 года жизнь в епархии изменилась.

В октябре 1918 г. на заседании епархиального Миссионерского совета отец Николай был избран на должность противосектантского миссионера Новгородской епархии, о чем совет сообщил митрополиту Арсению (Стадницкому) и попросил последнего возбудить перед Священным Синодом ходатайство об утверждении отца Николая Опоцкого в означенной должности. Патриарх и Священный Синод незамедлительно рассмотрели представление и направили в епархию указ о назначении отца Николая на должность миссионера.

В конце 1920 г. Святейший патриарх Тихон благословил отца Николая принять епископское служение. Для подготовки к хиротонии он направил его в распоряжение митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). 14 июля 1921 г. отец Николай был пострижен с именем Макарий, после чего четыре месяца находился в послушании игумена Макарьевской пустыни Кирилла (Васильева). Затем митрополит Арсений назначил отца Макария (Опоцкого) делопроизводителем своей канцелярии, а 17 апреля 1922 г. возвел в сан архимандрита. Вскоре должна была состояться епископская хиротония архимандрита Макария, так как митрополит предполагал определить его викарием в один из уездов Новгородской епархии. Однако сделать это владыка Арсений не успел: в июне он был вызван в Московское ГПУ и там арестован. В Новгород он уже не вернулся, передав епархию во временное управление своему викарию – епископу Крестецкому Серафиму (Велицкому). Положение дел в епархии усложнилось еще и тем, что в это время в Новгороде был организован комитет партии «Живая Церковь», начавший действовать по уполномочению никому неизвестного Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 14 сентября 1922 г. архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Крестецкого обновленческими архиереями старого поставления.

Вскоре после хиротонии владыка Макарий понял, что деятельность ВЦУ не преследует церковных целей, и постарался максимально удалиться от общения с обновленцами. Испросив двухмесячный отпуск, он уехал в Крестовоздвиженское Трудовое братство. Сначала ВЦУ пробовало назначить епископа Макария управляющим Харьковской епархией, затем требовало его возвращения к месту назначения в Новгород. Однако владыка Макарий был непреклонен в своем решении и письменно отказывался от этих назначений. Реакция последовала незамедлительно: 7 февраля 1923 г. президиум ВЦУ уволил епископа Макария (Опоцкого) на покой с запрещением священнослужения.

В 1924 году еп. Макарий направил письмо патриарху Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на то, чтобы быть свободным (без епархии) епископом-катехизатором в Новгородской епархии. Тем самым владыка Макарий стремился возродить еще один утерянный смысл епископского служения: в первые века христианской истории катехизация была первостепенной обязанностью епископов, однако с течением времени церковь все реже вспоминала об этом. Одновременно владыка Макарий сообщил в прошении, что хотел бы создать в Новгороде кружок ревнителей христианского просвещения. Этот центральный кружок из сочувствующего духовенства должен пополняться «христолюбивыми и братолюбивыми» мирянами Новгорода и затем распространять свою деятельность по другим уездным городам и сельским приходам Новгородской епархии.

В том же году владыка Макарий был принят патриархом Тихоном в общение и получил назначение в Череповец, викарным епископом. В апреле 1924 года прибыл в Череповец и через некоторое время поселился в селе Богородское, расположенном недалеко от города. В скором времени вокруг него собрался круг единомышленников, из которого родилось небольшое братство и кружок-сестричество. В задачи братства входили христианская взаимопомощь, общий труд, общий стол, братство заботилось также о христианском просвещении. Средства братства состояли из добровольных пожертвований верующих и личного заработка отдельных членов братства. Братство не замыкалось внутри себя. Владыка Макарий продолжал проповедь братской жизни на территории окормляемого им прихода.

Епископу Макарию приходилось нести свое служение в сложных условиях – с одной стороны в епархии набирал силу обновленческий раскол, с другой – на церковь продолжалось яростное наступление советской власти. Организованные формы церковной жизни воспринимались властями как возможные очаги сопротивления новому строю. В феврале 1926 года на основании доноса началось предварительное следствие по делу братства. По делу проходило 4 человека, в том числе владыка Макарий. Братчикам было предъявлено обвинение в хранении и распространении агитационной литературы контрреволюционного характера, а также в преподавании малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений. Владыка Макарий был приговорен к 3-х летнему заключению в концлагере.

Летом 1926 г., после окончания следствия и вынесения приговора, епископ Макарий был этапирован на Соловки. Но уже 05.12.1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ дело пересмотрело и он был досрочно освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

В 1928 г., вернувшись из заключения, епископ Макарий поселился в Новгороде как заштатный епископ. Вокруг него сразу стали собираться люди. Некоторые духовные чада, узнав, что он освободился из лагеря, приехали к нему из Череповца. Так сложился круг людей, из которого в этом же 1928 г. родилось «Трудовое братство». В братство входило более двадцати человек. Братчики жили двумя домами и вели совместное хозяйство.

Братству удалось просуществовать четыре года, после чего все его члены в апреле 1933 г. были арестованы, а затем осуждены. Епископ Макарий был выслан на Север.

Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.

После 1937 г. вл. Макарий проживал в Новгороде, перейдя на нелегальное положение. Вплоть до начала войны еп. Макарий продолжал окормлять братство, тайно проживая в братском доме на Средне Конюшенной улице.

15 августа 1941 г. Новгород был оккупирован и братчикам пришлось покинуть город. Владыка Макарий скончался 9 ноября 1941 г. в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом. Он был похоронен у стен храма Архангела Михаила на Прусской улице в Новгороде и долгие годы место его захоронения держалось в тайне. Позже, в связи с начавшимся строительством, братчики также тайно перезахоронили его на городском Петровском кладбище рядом с могилой верного сподвижника владыки – протодьякона Иоанна Покровского. И только после 2006 г. эти могилы были открыто явлены миру, когда потомки духовных чад еп. Макария установили на них именные таблички.

По материалам итоговой работы**** выпускницы СФИ Анны Дмитренко

* Впоследствии средняя дочь отца Николая – Мария Николаевна, была членом Крестовоздвиженского Трудового Братства.

** Епископ Евдоким (Мещерский) возглавлял МДА с 1903 по 1909 гг.

*** Архиепископ Новгородский Гурий (Охотин) (1828-1912 гг.) возглавлял Новгородскую кафедру с 13.10.1900 г. по 17.10.1910 г.

**** В работе использованы документы из фондов Российского государственного исторического архива, Государственных архивов Новгородской и Вологодской областей, Архивов УФСБ РФ по Новгородской и Вологодской областям, Череповецкого центра хранения документации.

Заупокойная лития. Справа - митрополит Новгородский и Старорусский Лев
Заупокойная лития. Справа - митрополит Новгородский и Старорусский Лев
Информационная служба Преображенского братства
 
загрузить еще