Основным мотивом всех проповедей и бесед владыки является главное дело его жизни – создание братских общин для преображения их членов в сынов Божьих вплоть до полного уподобления Христу.
Понятие община в основном раскрыто в его двух докладах на съезде епархиальных миссионеров в 1914 году: «Идеальная община и путь к её восстановлению» и «Скорби и надежды сельского пастыря».
У владыки Макария нет четкого разделения понятий общины и братства. И то, и то – это духовная семья, созданная для одной цели и обладающая одними и теми же качествами. К понятию братство можно присоединить ещё и некоторую характеристику качества братскости, например «братская любовь», создание братских общин и.т.д.
«Цель приходской общины, — пишет О. Николай в докладе на епархиальных миссионеров в 1914 году, – это дать людям доброй воли возможность без злобной помехи со стороны мира сего преображаться из сынов тьмы в сынов света, из детей дьявола в детей Божиих, «да будет совершен Божий человек ко всякому доброму делу пригоден»… Этот вид приходской организации я назову общинно-трудовым, проще – семейным. Сердце семейного прихода – это дело благоустроения «христианского трудового братства» с целями и характером святой соборной и апостольской церкви». Другими словами – цель общины – чтобы каждый ее член становился личностью.
Причиной же создания такой общины или братства может быть только идея братолюбия: «Как из зерна, посеянного в добрую землю, вырастает стебель и плод, так из идеи братолюбия, посеянной в здоровое, непредубежденное самосознание, логично вытекает дело братолюбия – является 4-й вид приходской организации – христиански-просветительное трудовое братство, собранное вокруг людей, подвижников сознательной веры – братолюбцев, смотрящих на братство как на дело Божие, а на себя – как на работников, Самим Господом на это дело поставленных. Главными членами приходской общины являются, конечно, те, которые более всего на свете «любят братство», больше и разумнее всех в общине трудятся для меньшей братии, более других приносят жертв на общую пользу. «Кто из вас хочет быть первым, да будет всем слуга, а кто хочет старейшиной, да будет всем раб 9. 2 Кор 6:11–17» («Идеальная община»).
У христиан-общинников, таким образом, выдвигается на вид не юридическое первенство сановных господ, а первенство добровольного служения и рабской услуги немощным членам общины. Таков подвиг первенства— слуг братства. Прочие же члены – меньшие братья – с сыновней преданностью принимают наставления в вере и святые примеры самоотверженного братолюбия от первых – старших и отвечают им со своей стороны глубокой благодарной любовью и подражанием им в братской жизни и трудах; конечно, в общине должны быть и распорядители – хозяева, но они скорей испытанные в любви друзья, чем начальники.)
Община – «органически целое», «неделимая единица», имеющая определённое значение и цель. Как пример он приводит бабочку. «Всмотритесь в устройство ее: какая удивительная стройность всех частей организма и соподчинение их закону единства – одной общей для них идее, вложенной в бабочку Самим Творцом. Главная часть (член) организма – головка и тельце; остальные части соподчинены главной. Так, глазки различают предметы, указывают направление к полезным для организма предметам, удаляя от вредных. Усики нащупывают воду и пищу. Ротик воспринимает из природы питательные для тельца вещества. Ножки отделяют тельце и головку от земной грязи, охраняя тем их чистоту. Крылышки переносят тельце с одного места на другое и дают бабочке возможность резвиться в воздухе над прекрасными цветками садов и лугов. Но и самое-то тельце с головкой не главное в организме бабочки. Оно только оболочка чего-то таинственного – оболочка божественной идеи – радования высших себя тварей». То есть, не замкнуто и не для себя. Такой прекрасной и радостной организацией, по мнению владыки, может быть только община, «подобная первохристианской — Сиону святому, матери святых Божьих церквей». («Идеальная община»)
В общине должно быть:
1) Единое сердце, то есть одна центральная власть Христа и собора апостольских церквей.
2) Одна душа – то есть одно удовольствие жить по заветам братской самоотверженной любви, явленной Христом в своей крови
3) По духу Его завета у христиан-братолюбцев – общинное пользование имуществом
Владыка старался, чтобы это воплощалось настолько, насколько это возможно. При его жизни в братствах была общая касса, старались жить вместе, вести общее хозяйство.
Владыка был убеждён, что именно такую форму общинной жизни и хочет видеть Бог-Отец на земле. Что именно ради этого он и послал Сына Своего Иисуса, дабы рассеянных чад Божьих собрать воедино, как наседка собирает птенцов своих под крылья или как пастырь собирает овец своих воедино стадо или как хлебопёк вымешивает смолотое зерно и образует единый хлеб. Он называл общину истинным телом Господним, плотью, в которой только и может обитать Дух Святой.
Владыка горячо любил то реальное братство, на создание которого для служения Христу он положил всю свою жизнь. Он мечтал собрать всех, желающих преображения в детей Божьих в одну единую братолюбивую семью. Он не сомневался в том, что эта любовь вечна. И что и по отшествии своём из этого бренного тела будет помогать братьям и сестрам жить в любви Божьей по-братски.
Александра Буданова
Информационная служба Преображенского братства