Николай Петрович Аксаков (1848–1909) – богослов, философ, исследователь канонического права, историк, публицист, автор художественных произведений, литературный критик. В своих богословских и церковно-канонических изысканиях Николай Петрович отстаивал право мирян быть полноправными членами Церкви (как писал он в своём самом известной труде «Духа не угашайте», «мирянин – не мирный обыватель только, а облечённый своего рода чином член Церкви, получающий при крещении “благодать независтную” и “дары Духа”»). Аксаков активно участвовал в подготовке состоявшегося уже после его смерти в 1917-1918 годах Поместного Собора Российской Православной Церкви. Также во многом благодаря его усилиям в Русской Церкви конца XIX – начала XX веков возрастал интерес к возрождению в ней соборных начал. Аксаков, будучи последователем и учеником славянофилов, стал учителем и вдохновителем целого ряда мыслителей и священников, в том числе известного круга 32-х петербургских священников, нашедших в нём живую духовную связь с традицией Алексея Степановича Хомякова.
Николай Петрович Аксаков родился 17 (по новому стилю 29) июня 1848 года в селе Юдинки Алексинского уезда Тульской губернии в родовом имении своего отца Петра Николаевича Аксакова. Существуют данные, что одним из предков этой ветви Аксаковых был Шимон (в крещении Симон), прибывший в Киев в 1027 году с тремя тысячами дружинников и соорудившего в Киево-Печерской лавре на свои средства церковь Успения Божией матери, где он и был погребён. Он являлся сподвижником преподобного Феодосия Печерского и до сих пор на фресках Киево-Печерской лавры имеется изображение этого предка. Согласно «Экономическим примечаниям к плану Генерального межевания земель Алексинского уезда конца XVIII века», сельца Юдинки, Соломасово и село Сотино принадлежали ещё прадеду Николая Петровича – артиллерии майору Ивану Алексееву сыну Аксакова и его жене Анне Фёдоровне, которая в 1795 году построила храм Воскресения Христова в Иерусалиме в селе Сотино. Дед Николая Петровича – Николай Иванович Аксаков (1782–1859) – Алексинский предводитель дворянства (1836 год), гвардии капитан, в Отечественную войну 1812 года был полковым командиром Тульского ополчения. Отец Николая Петровича – Пётр Николаевич Аксаков (1820–?) – был депутатом Алексинского уездного депутатского собрания и председателем Алексинского училищного совета (1872–1873).
Воспитание Николай Петрович получил в своей семье, отличавшейся благочестием (его матушка, Надежда Александровна, в детстве познакомилась с преподобным Серафимом Саровским, о чём в 1903 году записала и издала брошюру «Отшельник 1-й четверти XIX столетия (из детских воспоминаний)»). С 16 лет Аксаков жил в Европе, где продолжил своё образование в местных учебных заведениях. Он слушал лекции в университетах Германии (в том числе в Гейдельбергском), Швейцарии и Франции (на протестантском теологическом факультете в Монтобане), в 1868 году защитил в Гиссене диссертацию «Идея Божества» (Die Idee der Gottheit. Halle, 1868) на соискание степени доктора философии.
По окончании обучения Николай Петрович с семьёй возвращается в Россию и поселяется в Москве. Благодаря серии публичных лекций «О Духе в современном состоянии науки», направленных против учения материалистов, за которые юный Аксаков удостоился сравнения с поразившим Своей учёностью народ в иерусалимском Храме юношей-Христом из евангельского повествования (Лк 2:41–52), Николай Петрович познакомился с кругом московских славянофилов: Погодиным, Самариным, Катковым, Иваном Аксаковым, Елагиным, Юрьевым, Кошелевым и другими. Подвергая критике их учение о государстве, абсолютное противопоставление «московского» и «петербургского» периодов русской истории, он вместе с тем защищал основную славянофильскую идею об особом пути России, историю которой мыслил в единении со всеми славянами, объединёнными в одно государство.
В этот период жизни Аксаков сотрудничал с целым рядом периодических изданий (публиковался в журналах «Русская мысль», «Россия», «Беседа», редактировал один из отделов журнала «Русская беседа», выполнял обязанности секретаря Общества распространения полезных книг), напечатал несколько статей философско-полемического характера, читал рефераты. Среди его трудов того времени стоит отметить статью 1871 года «О свободе совести», где Николай Петрович доказывал, что «всякий человек должен иметь возможность свободно выражать свою веру»: по его мнению, только свобода «представляется необходимым условием единства».
В 1870 году Аксакова избрали членом Общества любителей русской словесности при Московском университете, что в то время было связано с серьёзной проверкой кандидата не только с точки зрения его научного вклада в русскую словесность, но и нравственного облика. С 1878 по 1880 годы он служил секретарём этого общества и участвовал в подготовке торжеств, прошедших 26–27 мая 1880 года в Москве по поводу установки памятника Пушкину. В рамках этих торжеств состоялось короткое знакомство Аксакова с Фёдором Михайловичем Достоевским, чья «Пушкинская речь» явилась знаковым событием тех мероприятий. Так, 2 мая 1880 года за подписью председателя Общества любителей российской словесности Сергея Андреевича Юрьева и секретаря общества Аксакова Достоевскому было послано на бланке общества официальное приглашение произнести речь на публичном заседании общества 26–27 мая 1880 года на Пушкинском празднике в Москве, а впоследствии Николай Петрович непосредственно участвовал в организации приёма Фёдора Михайловича.
В 1878 году в связи вступлением в брак и ухудшением благосостояния семьи Аксаков был вынужден принять место председателя Алексинской уездной земской управы Тульской губернии. В этот же период жизни раскрылся его литературный дар: он написал несколько прозаических («У креста», «Леон — врач», «Дети-крестоносцы», «Замок Зора» и другие) и поэтических («Мстивой», «Ян Жижка», «Граф Адольф Голштинский», «Любушкин сад») произведений в стиле неоромантизма.
В 1893 году Николай Петрович поступил на службу в Государственный Контроль и переехал в Санкт-Петербург. Именно столичный этап биографии Аксакова отмечен его трудами в области богословия и истории канонического права. Он сотрудничал с журналами «Благовест», «Русская Беседа», «Русский Труд». В 1894 года в издательстве «Благовест» Аксаков опубликовал отдельным изданием одну из наиболее значительных своих работ «Духа не угашайте! [по поводу статьи Л. Тихомирова “Духовенство и Общество в современном религиозном движении”]», посвящённое выявлению значения в церкви «народа церковного». В этой работе Николай Петрович доказывал, что «церковь, по учению апостольскому, не есть школа, в которую верующие… отдают себя на “выучку к духовенству”, но школа взаимообучения, взаимоназидания, в которую каждый вступает как “домостроитель многоразличной благодати Божией”».
В 1905 году, когда в связи с обострением политической ситуации в Российской империи остро встал вопрос о необходимости перемен в устройстве церкви, начался период самой напряжённой научной деятельности Аксакова: его статьи публиковались в это время журналами «Церковный Вестник», «Церковный Голос» и практически сразу издавались отдельными брошюрами. Среди важнейших сочинений Аксакова этих лет можно назвать «Соборы и патриархи» (в сборнике «К церковному собору»), «Канон и свобода», «Патриаршество и каноны», «Об избрании епископов в древней Христианской церкви» и другие.
Когда в 1906 году было учреждено Предсоборное Присутствие, Николай Петрович Аксаков был приглашён в качестве его члена наряду с известными профессорами и священниками. В множестве статей и выступлений он отстаивал право мирян и клира на участие в соборе, доказывал, что такое участие вполне соответствует апостольскому преданию, что оно необходимо для рецепции церковью тех решений, которые будут приняты на соборе.
Исследователи Аксакова отмечают его «вне-партийность»: он всегда относился свободно критически и к консервативному, и к либеральному лагерю. При этом он обладал ярким общественно-педагогическим темпераментом: вокруг него собирался круг лиц, которых он вдохновлял своими идеями. Среди его учеников себя числил Владимир Сергеевич Соловьёв, и во многом благодаря влиянию Аксакова в начале ХХ века в Санкт-Петербурге сформировалась «группа 32-х священников», чаявших преобразований в церкви.
Скончался Николай Петрович Аксаков 5 (по новому стилю 18) апреля 1909 года от третьего воспаления лёгких, оставив жену и 12-летнюю дочь Зинаиду. Его друг Владимир Александрович Скрипицын в брошюре, написанной в память о почившем, свидетельствует о подлинно христианском характере жизни и служения Аксакова: «Этот покинувший нас в земной своей жизни был христианин, преданный своему Учителю – он был Христов ученик, и в нём всегда горел святой огонь евангельской правды, а потому хотя он и умер, но святой огонь, бывший в нём, не угаснет».
Духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков, отвечая на вопрос об Аксакове, говорил: «Это, конечно, редкий тип мыслителя, который сложился в России со времён, наверное, Пушкина, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского. Это замечательное явление, когда именно неравнодушные, образованные, свободные духом и по внешнему своему положению люди вносят свой вклад в духовную сокровищницу церкви, радеют именно о ней самой, а не только о каких-то внешних её проявлениях, думают обо всём народе Божьем, а не только о какой-то его части. Это прекрасные люди, которым нужно ставить памятники, ими нужно гордиться. Эти люди – наша гордость, наша слава, это наша история, которая должна продолжиться».
Источники:
3. Антонов Н. Р., свящ. Николай Петрович Аксаков и его религиозно-общественное созерцание.
4. История, которая должна продолжиться.
5. Носов С. Н. Аксаков // Православная энциклопедия. Т. 1, С. 409–410.
6. «Один из редких в наше время...» // Кифа. 2013. № 8 (162).
7. Скрипицын В.А. Один из редких в наше время. (Посвящается памяти Н.П. Аксакова). СПб., 1909.