В конце 2017 – начале 2018 гг. в издательстве Культурно-просветительского фонда «Преображение» выйдет новая книга из серии «Бесед о братстве», в которой будут собраны отдельные статьи Николая Николаевича Неплюева, написанные им в 1904-1907 гг. В этот период, отмеченный социальными потрясениями в России, Н.Н. Неплюев деятельно стремился собрать разрозненные и, часто, враждующие общественные и церковные силы, призвать к отказу от пути борьбы и встать на путь созидания. Увы, он не был услышан современниками и «кровавый потоп анархии», о котором он говорил, навсегда уничтожил прежнюю Россию в 1917 году. Сегодня пророческое слово Н.Н. Неплюева обращено к нам с вами. К разъединенности и неспособности объединяться, к подмене пути созидания путем борьбы страшный опыт ХХ столетия прибавил страх, паралич воли, безличностность и безответственность. Мы нуждаемся в покаянии, как иссохшаяся почва жаждет дождя, который напитает ее. Только тогда изменимся мы сами, обновится жизнь церкви и общества.
В 1904 г., ясно осознавая опасность надвигающихся на Россию социальных потрясений, Неплюев поднял вопрос о национальном покаянии. Идея Н.Н. Неплюева о собирании Всероссийского братства была важнейшим шагом в этом направлении. Призыв к покаянию звучит и в «Голосе верующего мирянина по поводу предстоящего Собора» – словах Н.Н. Неплюева, обращенных им в 1906 году к участникам и организаторам чаемого церковью Поместного Собора: «Пока не будет совершен этот великий акт общецерковного и всенародного покаяния, напрасно будет ожидать в жизни русского народа и плодов, достойных покаяния». Обращаясь ко всем стратам русского общества, Неплюев призывает исповедать свои грехи перед Богом и встать на путь лучшего будущего, главная цель которого заключается в том, чтобы «мы, чада Русской православной церкви, и жизнь наша стали бесконечно больше достоянием Божьим, чем были до сих пор». Для него это не лозунг, не красивая фраза, это – конкретная программа действий: необходимо изменить отношение к христианскому воспитанию и преподаванию богословия, воспитать церковное самосознание всех членов церкви, в том числе мирян, оздоровить жизнь прихода, создать христианские общины и братства, возродить в церкви начала соборности.
Делом всей жизни Н.Н. Неплюева было устроение Крестовоздвиженского трудового братства. Это был живой опыт, в котором было то, что будет привлекать сердца верующих во все времена – оно было воплощением веры в Бога Живого; живой, здоровой клеткой в организме Православной Российской церкви, способной оживлять и давать жизнь. Неплюев не только финансово обеспечил созданные им учреждения, но одухотворил их своей идеей и своей любовью. Во всех своих начинаниях он исходил из евангельских слов «Бог есть любовь» и стремился так организовать жизнь крестьян, чтобы «вера, действующая любовью», стала жизнетворной энергией и высшей ценностью их совместной жизни, «стройно организованной на основе добра» и «дисциплины любви». Уникальная воспитательно-образовательная система Н.Н. Неплюева позволила крестьянским ребятишкам преобразиться в обладающих подлинным человеческим достоинством личностей, в глубоко верующих христиан, а Братство стало примером христианского единства людей вне зависимости от их сословных, имущественных и иных различий.
Братство мечтало о распространении братского движения в Православной Российской церкви. Все годы своей жизни Братство поддерживало все братские начинания вне пределов Братства (свящ. Николай Опоцкий и др.), потому что разобщенности и розни мира сего можно противопоставить лишь христианскую любовь и общение, единство духа в союзе мира в общинах и братствах.
Безусловно, опыт создания братства Николаем Неплюевым уникален. Он может вдохновлять каждого, кто хотел бы быть учеником Христа и исполнять Его завет о миротворчестве. Николай Николаевич Неплюев (1851–1908) – наследник древнего аристократического рода, к которому принадлежали митрополит Филипп (Колычев) и основатель Оренбурга И.И. Неплюев, как может показаться, не вошел в историческую память России, но, несомненно, является одной из ключевых фигур ее духовной истории.