Поводом для встречи стал разговор о той, которой сам Петр Михайлович был благодарен за воспитание и теплую дружбу, вдохновителю его размышлений о жизни, душе, человеке, – его матери, Александре Алексеевне Штевен-Ершовой (1865-1933). В этом году 29 октября исполнилось восемьдесят лет со дня её гибели.
Во встрече принимали участие как взрослые члены братства, так и подростки, для которых очень актуальны размышления о тех основаниях, на которых важно устраивать жизнь — свою, своих близких, своей страны и народа.
В судьбе Александры Алексеевны соединились две эпохи: родившись в Российской империи, последние годы жизни она провела в советской России. Александра Алексеевна получила прекрасное образование, горячо любила Россию и желала помочь стране и людям жить по-другому, лучше. Александра Алексеевна была православной: в течение всей жизни Священное писание было для нее источником вдохновения, мудрости и познания воли Божьей о человеке и мире. Искренняя и неиссякаемая любовь к Родине в соединении с верой в Бога помогли Александре Алексеевне раскрыться как христианскому педагогу. Так, будучи еще незамужней молодой девушкой, в Нижегородской губернии она открыла около пятидесяти школ грамоты для крестьянских детей.
Основой преподавания стало ежедневное чтение Писания, которое давало самое ценное – формировало в детях личность, укореняя в них основы христианской нравственности, а также отчасти помогало ученикам насыщаться познанием древней истории и географии, учиться читать и рассказывать.
Такое же воспитание Александра Алексеевна давала и своим родным детям (которых у нее было семеро), рожденных в браке с Михаилом Дмитриевичем Ершовым, тульским помещиком и видным земским деятелем. Петр Михайлович Ершов, отец нашей гостьи, Александры Петровны Ершовой, был самым младшим сыном Александры Алексеевны).
Веру в Бога, цельность характера и преданность Родине Александра Алексеевна сохранила даже в годы тяжелых испытаний. На протяжении всей своей жизни она вела дневники. Одни из самых острых переживаний приходятся на последние годы жизни, когда умерли ее муж, сыновья. При этом ее размышления посвящены тому надлому, который пережил и с которым не справился русский народ. Это связано с установлением нового режима и появлением «нового человека», рожденного советской властью. «Повсюду ругань и путаница понятий, безразличие и человеческая аморальность», — вспоминает Александра Алексеевна на страницах своего дневника. С печалью она отмечает, что ситуация настолько тяжела, что даже в собственных детях замечает угасание и бездейственность. В период тюремного заключения – в 1920-х годах она восемь месяцев провела в Харьковском концлагере – она много размышляет о причинах гибели прежней страны и забвения веры в Бога, отказа от церкви и потери культурно-нравственных основ жизни. Александра Алексеевна задается вопросом, что же может спасти страну и народ в таком положении? Обращаясь к Писанию, она оставляет нам свой ответ — «новая проповедь» христианства.