«Вестник Русского христианского движения» впервые вышел в 1925 году как информационный бюллетень Русского христианского студенческого движения (РСХД), объединявшего с 1920-х годов русскоязычную христианскую молодежь в Европе.
22 декабря в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошел вечер «“Вестник РХД” и его редактор: светлой памяти Никиты Струве». На встрече был представлен 205-й номер старейшего православного журнала русского зарубежья – последний, созданный с участием Никиты Алексеевича Струве, который был его главным редактором с 1955 года до своей кончины 7 мая 2016 года. Говорили о прошлом, настоящем и будущем журнала.
Как писал Никита Алексеевич в 1973 году в одной из передовиц, «“Вестник” перерос уже рамки внутриорганизационного бюллетеня, но именно движенческие установки обусловили его движение и рост. Когда приоткрылась дверь в Россию, движенческие принципы оказались наиболее нужными, наиболее своевременными… Прежде всего это вера в абсолютную истинность Христова откровения, явленного в Церкви… В Церкви движение видит не только сокровищницу, не только святыню, но творческую силу, призванную преображать мир».
Именно этой верой обусловлено традиционное сосуществование на страницах «Вестника» литературного, богословского и политико-общественного отделов. «Движению чужд христианский спиритуализм, отделяющий… правду церкви от правды истории и жизни», – говорил Никита Алексеевич.
В редакторских колонках Струве можно обнаружить нечто вроде редакционной программы «Вестника», что и сделала Наталья Ликвинцева, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья и новый секретарь редакции журнала. Она зачитала передовицы разных лет, в которых верность Никиты Алексеевича Церкви и Христову откровению трогательно соединяется с любовью к России, с «признанием её нетленного лика, мысли Бога о ней, пребывающих вопреки падениям».
В 1969 году Никита Алексеевич писал: «Задача “Вестника” – являть правду России. Это задача не политическая, а духовная и нравственная. Истина и правда неотделимы. Продолжая традицию православного богословствования, выявлять богатство русской культуры, изучать пристально религиозные и умственные движения на Западе, следить со вниманием за духовным возрождением России и по возможности ему способствовать – таковы при самом беглом обзоре исполинские задачи, стоящие перед “Вестником”».
«Самая живая, лучшая часть эмиграции чувствовала себя свидетелями России перед Западом, затем чувствовала себя, как говорила мать Мария (Скобцова), “лабораторией” будущей России, потому что действовать можно было только в очень ограниченном пространстве и почти без всяких средств», – заметил Никита Струве в одном интервью. И в лице своего главного редактора, наследника этой «лучшей части эмиграции», подобной лабораторией был и «Вестник РХД».
Татьяна Викторова, семнадцать лет проработавшая бок о бок с Никитой Алексеевичем как секретарь редакции, а теперь ставшая его преемницей в должности главного редактора, рассказала, что все принципы «Вестника» он последовательно воплощал в жизни: «Он был движенцем. Для него связи с Русским студенческим христианским движением были продолжением той самой пятидесятницы русской эмиграции, о которой шла речь на первом съезде РСХД и о которой так замечательно и вдохновенно говорил отец Сергий Булгаков… Общение с ним для меня было воплощением церковной свободы. Я видела и чувствовала, насколько можно жить этой свободой и передавать ее другим. Уже позднее, живя в Париже, я поняла, насколько трудновоплотимой может быть эта свобода, даже в казалось бы более свободных парижских условиях».
Воспоминаниями о Никите Струве делились профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский, литературовед и специалист по истории русской эмиграции Лев Мнухин, журналист Сергей Чапнин, искусствовед Ирина Языкова, поэт Дмитрий Строцев и другие гости вечера. Публицист и обозреватель журнала «Наука и религия» Валентин Никитин прислал свое стихотворение, написанное в сороковой день после кончины Никиты Алексеевича.
Приветствия участникам вечера направили ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков и поэт Ольга Седакова.
«Этот журнал – великое явление духа веры в нашей Церкви, в нашем народе… свидетельство высшего качества христианской мысли и культуры, – сказал в своем обращении отец Георгий. – Вестник навсегда связывается для нас с именем Никиты Алексеевича Струве, который до сих пор является его ангелом-хранителем. Не случайно Никита Алексеевич посвятил всю свою жизнь служению Русской церкви и русской культуре, желая вывести их в мировое пространство, сделать достоянием всех. Никита Алексеевич сделал все, чтобы сохранить белые ризы Российской церкви и чтобы не потерять ничего из великих достижений русской культуры в XX веке. Это был великий подвиг, который не должен быть никогда забыт ни потомками русской эмиграции, ни в нашей стране».
Ольга Седакова отметила несравненный уровень культуры и публикаций «Вестника», свободу и ответственность высказываний авторов и издателей: «По многим обстоятельствам только в “Вестнике” теперь могут обсуждаться многие темы. Я имею в виду не актуально-политические, а скорее наоборот – самые общие, самые глубокие темы православия и христианства. Богословские темы фактически исчезли в отечественных изданиях. Темы отношений светской культуры и церкви обсуждаются непозволительно примитивно. Связь с современной христианской мыслью Европы – и католической, и протестантской – просто не устанавливается. И об этом, и о многом другом можно писать в “Вестнике” исходя из той позиции – свободной, открытой и добросовестной, – которую с самого начала избрал для себя журнал».
«Конечно, встреча с таким уникальным человеком, как Никита Алексеевич – это подарок Божий, и хочется напитаться от общения с ним, – сказал Александр Копировский. – И тем не менее, он всем своим видом и каждым действием – быстрым, веселым, огненным, с юмором, свободным – разрушал представление о себе как о некоем уникуме. Он не подчеркивал дистанцию между собой и собеседником, а давал каждому вдохновение подняться над собой».
«Никита Алексеевич был счастливым человеком: русская культура XX века, культура русского зарубежья – это круг его друзей, – сказал Сергей Чапнин. – Ему как редактору было невероятно легко. Сейчас всем редакторам тяжело. Сегодня мы очень болезненно переживаем исчерпанность того языка, которым мы говорили о церкви последние двадцать пять лет. И в некотором смысле надежда связана с языком русской эмиграции. Потому что язык митрополита Антония, отца Александра Шмемана – не исчерпан».
Поэт и издатель наследия митрополита Сурожского Антония Дмитрий Строцев назвал людей, которые открывались для русского читателя на страницах «Вестника», носителями «эльфийского начала» в христианстве: «Есть какое-то “гномское” начало, тяжелое, подземное – и вдруг такие легкие, зовущие куда-то, за которыми действительно хочется идти: митрополит Сурожский Антоний, мать Мария (Скобцова) – и все они удивительно похожи друг на друга! Булгаков, Бердяев – яркие, сильнейшие люди, которые оказались в невероятно стесненных обстоятельствах, были вырваны из своей среды… и стали думать о молодежи, формировать новое христианство исходя из трагического катастрофического опыта. И первое, о чем они размышляют – это свобода».
Вспоминая, как в начале 1990-х Никита Струве привез в Россию машину книг, Дмитрий Строцев поставил вопрос: «Почему не был привезен опыт движения? Может быть, сегодня мы должны подумать о том, как этот опыт – удивительный, эльфийский – может быть представлен не только журналом?»
«Никита Алексеевич был уже в больнице, и было ясно, что требуется операция на сердце, которую он вряд ли вынесет, – рассказала, вспоминая о своей последней встрече с Никитой Струве, Татьяна Викторова. – Но когда я пришла к нему с распечаткой 205-го номера, он был в необычайном вдохновении. Планировались 206-й, 207-й номер, речь шла о новых поездках в Россию, о новых издательских проектах, связанных с “Русским путем”. Мыслями он был по-прежнему совершенно в России».
Передовица 205-го номера, над которой Струве работал до последних своих дней, посвящена теме взаимоотношений между современными государственными структурами и православной церковью. «Никита Алексеевич делает особенный акцент на том, насколько не воспринято в современной России наследие эмиграции. В частности, он выражает полнейшее недоумение по поводу возвращающегося и все возрастающего почитания Сталина», – сказала Татьяна Викторова, представляя 205-й номер.
Сквозная тема следующего, 206-го номера «Вестника», который должен выйти в январе, – творчество Мандельштама, юбилей которого совпал с юбилеем Никиты Алексеевича Струве. А в 207-м номере будет затронута тема Поместного собора Российской церкви 1917-1918 годов. В частности, Татьяна Викторова анонсировала статью историка Виктора Александрова, специалиста по наследию протопресвитера Николая Афанасьева, посвященную его критике собора.
Напомним, что большинство старых номеров журнала опубликованы на сайте издательства «Русский путь».
Софья Андросенко
Фото Евгения Гурко
www.sfi.ru